• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

""Земля трудящемуся народу": аграрный вопрос в политической программе старообрядцев в 1917 г."

Quaestio Rossica. 2019. № 4.

Статья «"Земля трудящемуся народу" : Аграрный вопрос в политической программе старообрядцев в 1917 г.» содержит анализ положений старообрядцев различных согласий по аграрному вопросу. Использованы историко-генетический, историко-сопоставительный и историко-типологический методы исторического исследования. Использованы программные и актовые документы старообрядческих организаций, съездов и совещаний, публицистические материалы, а также эпистолярий. Старообрядчество в целом предлагало решить земельный вопрос в рамках концепции с элементами либеральной (кадетской) программы. Однако, в отличие от кадетов, предлагавших в 1917 г. передачу земли Фонда в бессрочное пользование, старообрядцы (в том числе крестьяне) настаивали в большинстве своем на частнособственническом характере крестьянских хозяйств, получивших землю. Небольшая часть крестьян-старообрядцев в отдельных регионах восприняли лозунги эсеров. Но в целом старообрядческая версия решения земельной проблемы имела уникальное сочетание черт. Это во многом объяснялось спецификой демократического и полемического устройства старообрядческого сообщества. Крестьяне-старообрядцы (в массе своей - крепкие хозяева) никогда не отказывали в доверии своим представительных организациям и форумам, в которых принимали активное участие. Сформулированные на съездах и собраниях самими крестьянами точки зрения на земельную проблему действительно учитывались политической верхушкой староверия и оказывали значительное влияние на резолюции этих съездов. Важнейшим разногласием, при этом, являлся с лета 1917 г. принцип непредрешенчества, строго воспроизводившийся в политических документах ревнителей древнего благочестия различных согласий. Позиция старообрядцев по важнейшим политическим и экономическим вопросам революционного времени, отличалась от других политических сил тем, что они большое значение придавали христианской и даже хилиастической окраске своих политических проектов, основавшихся на христианстве «с его требованиями правды и справедливости, братства и любви».