Статья
Social stimuli increase physiological reactivity but not defensive responses
Рассматриваются современные исследования группового помогающего поведения – помощи, которую человек оказывает отдельным представителям аутгруппы или аутгруппе в целом. Анализируются различные формы эгоистической групповой помощи (помощь, противоречащая стереотипам, оборонительная помощь); факторы, оказывающие влияние на интенсивность помогающего поведения; ограничения существующих исследований групповой помощи.
В статье рассматривается взаимодействие отрицания с эмоциональными каузативами. Определяется семантическая специфика эмоциональных каузативов по сравнению с прочими каузативами, в частности, их отношения с декаузативами. Устанавливаются факторы, влияющие на возможность отрицания каузативного компонента, а именно, несовершенный вид глагола, родовой референтный статус именной группы со значением причины, агентивность и конативность каузатива. Устанавливается и мотивируется связь между конативностью vs. ее отсутствием у агентивных каузативов и видом и статусом каузативного компонента в их значении (более близкий к ассертивному для конативов, более близкий к пресуппозитивному – для не-конативных). Устанавливается связь между типом эмоции и характерным для нее типом агентивных каузативов (конативные vs. не-конативные). Агентивные конативные каузативы характерны для базовых эмоций – страх, гнев, радость, грусть, удивление, стыд. Для разных типов эмоциональных каузативов постулируются разные каузативные компоненты, разные семантические структуры и разные аспектуальные свойства (отнесенность к третьему vs. четвертому типу видового противопоставления). Наибольшая степень конативности и, соответственно, ассертивный статус каузативного компонента свойственны трем эмоциональным каузативам – злить, веселить и пугать.
Ключевые слова: каузатив, декаузатив, агентивный, конативный, пресуппозиция, ассерция, семантическая структура, базовые эмоции.
В докладе представлены результаты корпусного лексико-семантического анализа классической элегии на материале поэтических текстов трех крупных авторов этого жанра - В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского, А.С. Пушкина. Элегия классического периода критиковалась современниками за воспевание грусти, уныния и разочарования, а установка на печаль рассматривалась критиками как жанрообразующий тематический признак. В исследовании ставилась задача проверить на материале Поэтического корпуса в составе Национального корпуса русского языка, насколько сложившиеся представления коррелируют с эмоциональными номинациями (существительными-эмотивами) в творчестве разных поэтов. Результаты показали, что, вопреки ожиданиям, самыми частотными лексемами являются эмотивы, относящиеся к лексико-семантическому полю счастье-радость, между тем как частотность слов, описывающих негативные эмоции, оказывается значительно ниже. Установлены стилистические различия в поэтическом языке разных поэтов: разнообразие и частотность эмотивов совпадает в элегиях В. А. Жуковского и раннем творчестве А. С. Пушкина, между тем элегии Е.А. Баратынского отличаются от прочих поэтов однообразием эмоциональных номинаций и являются в первую очередь жанром любовной лирики, а не философских размышлений и переживаний.
Обзор современных экспериментальных исследований, посвященных влиянию эмоций на внимание.