Статья
The final chapter of Vygotsky’s Thinking and Speech: A reader’s guide
Автор размышляет над книгой: В. Зинченко, Б. Пружинин, Т. Щедрина Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. М., РОССПЭН, 2010.
В данной статье рассматриваются виды и методы преподавания иностранного языка, с точки зрения гармоничного сочетания психотипа учащегося и избранной методики.
Сборник содержит материалы двух лингвистических школ для школьников и студентов, проведенных в 2005 и 2006 годах. Для педагогов, школьников, студентов, а также всех, кто занимается и интересуется лингвистикой.
Монография посвящена проблемам современного лингвистического аксиологического анализа и обоснованию этносемиометрии в качестве одного из возможных способов его реализации. В русле фундаментальной онтологической парадигмы «Человек-Язык-Культура-Мир (миры)» выделяется глубинное оценочное измерение, эпистемологически осмысляемое в ряду таких интегральных понятий, как «картина мира», «жизненный мир человека», «дискурс», «субъектность», «ценностная археология знания». Этносемиометрия определяется методологически как вид семантической интерпретации, выходящий на глубинный оценочный уровень текста/дискурса. Уточняются принципы, условия, контексты использования этносемиометрии, и на этой основе осуществляется многоаспектный аксиологический анализ в пространстве межкультурной коммуникации.
Программа конференции охватывала широкий круг проблем: идеи Ломоносова в истории отечетсвенной лингвистики, ломоносовские традиции в разитии системы русского языка, проблемы риторики от Ломоносова до наших дней, описание грамматического строя, историческую и совеменную лексикографию, аткуальные проблемы исследования текста.
Форму, основной функцией которой является выражение косвенных побуждений, называют императивом третьего лица, юссивом, или эксгортативом. При сопоставлении с прототипическим императивом (2-го лица), эта форма демонстрирует семантические и формальные сходства и отличия. В исследовании описываются формальные и функциональные модели юссива, а также его место в типологии смежных категорий, таких как императив и оптатив. Исследование выполнено на материале шести языков восточного Кавказа (арчинский, агульский, ахвахский, чеченский, ицаринский и кумыкский).from both formal and functional points of view.
В пионерских работах Р.О. Якобсона [Jakobson 1956, 1964] лингвистические знания о строении языка и его функциях впервые были применены при исследовании языковых нарушений, возникающих при поражении головного мозга – афазиях. За прошедшие полвека лингвистика укрепила свои позиции в этой области, обогатив афазиологию терминологическим аппаратом для детального описания языковых расстройств.
В настоящей работе показано, что данные языковой патологии подтверждают реальность лингвистических описаний. Во-первых, двухаргументные конструкции при прочих равных условиях качественно отличаются от одноаргументных с точки зрения необходимых для их порождения ресурсов. Во-вторых, преобразование диатезы, сопряженное с изменением соотношения между семантическими ролями участников ситуации и их синтаксическими ролями, негативно влияет на успешность порождения соответствующих предложений у больных с афазией. В-третьих, изменение базового порядка слов производит аналогичный эффект. Эти результаты свидетельствуют о биологической адекватности лингвистических описаний: предлагаемый теоретический аппарат точно соответствует структуре языковых нарушений, наблюдаемых при афазии.
Словарь–справочник содержит более 150 терминов и понятий, а также описание методов и средств разработки, применяемых в информационном поиске.
Может использоваться в качестве справочника по терминологии, существующим прикладным системам и средствам обработки текстовой и фактографической информации.
Для специалистов, занимающихся разработкой технологических решений и программных продуктов в области информационного поиска и извлечения фактографических данных из текстовой информации, а также в области семантического Веба.
В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.
В статье приводятся результаты исследования различных сфер личности в ситуации бездомности: ценностные ориентации, жизненные отношения, деятельность, среда бездомности. Результаты свидетельствуют о наличии ряда характеристик, присущих в той или иной степени всем бездомным людям. Полученные данные могут быть использованы для построения эффективной программы психологической ресоциализации бездомных людей. Ключевые слова: бездомные; бездомность; отношения; ценностные ориентации; личностные качества.
Сборник статей к 80-летию со дня рождения академика М.Л. Гаспарова
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.