• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Между субстанцией и процедурой: две традиции в делиберативной демократической теории

Усиление критики делиберативной демократии с агонистических позиций актуализирует ревизию теоретических дискуссий, которые когда-то оказались незавершенными. Речь идет о споре между Джоном Роулзом и Юргеном Хабермасом вокруг проектов политического либерализма и дискурсивной этики, который имел место в 1990-х годах. Неявно победу в этом споре одержал Хабермас: именно процедурное понимание делиберативной демократии сегодня лежит в основе большинства теоретических и эмпирических исследований делиберации. В отличие от Роулза, Хабермас не вводит в свою модель понятие политического, отстаивая неразводимость философских и политических вопросов. Такой взгляд позволяет ему подчинить политику процедурным требованиям дискурсивной этики. В статье отстаивается тезис о том, что субстанциалистская традиция является более перспективным направлением для продолжения политико-теоретических дискуссий о делиберативной демократии. Для аргументации этого тезиса в статье дается краткое изложение идей Дж. Роулза и Ю. Хабермаса, приводятся основные тезисы их полемики, проводится анализ понятия политики в этих двух подходах. В отличие от дискурсивной этики, политический либерализм не предписывает правила демократического обсуждения, но задается вопросом об условиях его возможности. Роулз противопоставляет метафизическое и политическое мышление, признавая за последним имманентные ему эпистемические и нормативные притязания. В то же время понятие политического, введенное Джоном Роулзом, нуждается в усилении. Политика, в этой теоретической логике, должна мыслиться как двусторонний процесс: с одной стороны, как подавление легитимными обязательными доктринами нелегитимных доктрин, с другой – как напряжение, возникающее вследствие сосуществования множества легитимных доктрин. Такая корректировка позволяет усилить аргументы Роулза в полемике с Хабермасом, а также открывает возможность обсуждения в рамках делиберативной теории политики таких традиционных для политической теории тем, как насилие, свобода, власть.