• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Особенности конъюнктурного измерения цифровой активности предпринимателей в России: подход, индикаторы, пилотные результаты

Вопросы статистики. 2019. № 8. С. 28-42.

Перевод экономической деятельности в цифровой формат поднимает в настоящее время в России многие вопросы экономической и социальной политики, которые необходимо решать, имея релевантную статистическую и аналитическую информацию. Для этого важно существенно расширить источники оперативных, доступных и сопоставимых данных о процессе цифровизации. Мы считаем, что мнения и оценки непосредственных участников цифровых событий - экономических агентов из различных видов экономической деятельности также должны быть учтены при формировании целевых решений директивных органов, направленных на инклюзивный рост национальной экономики, в том числе за счет такой его силы, как цифровизация.

Основную задачу экспериментального проекта Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) НИУ ВШЭ, сфокусированного на измерении цифровой активности российских предприятий основных видов экономической деятельности, начатого в 2018 г., мы определяем как разработка таких критериев измерения отраслевой цифровой конъюнктуры, требований к выборочным совокупностям респондентов и системе индикаторов, выполнение которых, наряду с полученными результатами пилотных опросов, позволит экспертному сообществу действительно оказывать эффективную информационно-аналитическую поддержку предпринимателям в формировании отраслевых цифровых платформ.

В статье подчеркивается, что основной посыл исследования - успех страны в продвижении цифровых технологий во многом связан с возможностями сбора масштабной качественной информации о цифровых тенденциях, барьерах и эффектах, сопоставимой с международными аналогами.

Авторами рассмотрены основные методологические принципы и первые результаты пилотных конъюнктурных опросов предпринимателей среди промышленных и торговых предприятий в России. Сформулированы критерии отбора показателей для первого пилотного замера. В разделе статьи об основных результатах пилотного опроса в 2018 г. в промышленности в качестве примера дан анализ распространения цифровых технологий на крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности.

В качестве самостоятельного направления в статье дается характеристика нововведений в пилотном опросе в 2019 г. В этой связи отмечается, что в программе обследования предусматривается измерение возможностей и потенциала ИКТ по повышению ресурсной и экологической эффективности в промышленности, оценка инвестиционной деятельности, связанной с «зеленым» ростом и направленной на освоение и распространение «зеленых» технологий и достижение природоохранных целей, оценка конечного потребления (спроса) на экологические товары в торговле, учет разработок организациями ИКТ-технологий, направленных на экологизацию и ресурсную эффективность.

В заключении статьи подчеркивается, что с учетом первых результатов  конъюнктурного исследования сформированы основные требования к системе конъюнктурных индикаторов, отражающих уровень, направления, интенсивность, дивиденды и эффективность цифровой трансформации основных видов экономической деятельности для более репрезентативного учета цифрового вклада в рост ВВП.