?
Естественное откровение: у истоков науки о религии
Данная статья посвящена рассмотрению учений о божественном откровении в немецкой религиозно-философской и теологической мысли конца XVIII - середины XIX в. (Ф.Г. Якоби, Ф.Д. Шлейермахер, Х.Г. Вайссе). В работах этих авторов учение об откровении теряет супранатуралистский контекст: для Якоби откровение есть чувство Бога как познавательная способность, для Шлейермахера оно выражается в самосознании как чувстве абсолютной зависимости от Бога, для спекулятивного теиста Вайссе - в религиозном опыте, обретаемом в общине. Признание естественного откровения в качестве общечеловеческого достояния обусловливает возможность рассмотрения различных религий с помощью единообразной методологии. Иерархия «единственно истинной богооткровенной» религии и искаженных/ложных культов постепенно уходит в прошлое. Наряду с этим Шлейермахер и Вайссе разрабатывают проекты будущего отдельного знания о религии («философия религии»). Ф.М. Мюллер - последователь Шлейермахера и прямой ученик Вайссе - развивает идеи этих двух теологов и, дополнив их построения широким использованием инокультурных текстов и метода сравнительного языкознания, создает первый проект науки о религии, которая возникает, таким образом, как один из итогов постепенной секуляризации теологического знания в его синтезе с философией религии. Ключевым же маркером этой секуляризации оказывается переосмысление понятия «откровение».