• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Кино и зритель в эпоху Перестройки: изменение горизонта зрительских ожиданий в 1980-1990-е годы

Настоящее исследование посвящено трансформации горизонта зрительских ожиданий в конце 1980-х — начале 1990-х годов. На основе анализа писем кинозрителей, как опубликованных в журнале «Советский экран», так и неопубликованных и обнаруженных в архивах, данная статья нацелена рассмотреть категории, которыми оперируют зрители при оценке и интерпретации фильмов, а также понять, как происходила смена общего нарратива рецепции кино за рассматриваемый период. Обращается внимание на сложные процессы легитимации массового кинематографа, и массовой культуры в период изменения всей системы советской киноиндустрии. Переход на рыночную модель кинематографа показал, что новая система оказалась не готова к работе в условиях постоянной ориентации на зрительский спрос. С упразднением цензуры и нивелированием табуизации эротизма в советском кино обнаженное тело становится едва ли не основным способом привлечения кинозрителя. Однако, эстетическая традиция изображения наготы в советском кинематографе еще не разработана, также как и в арсенале кинозрителя отсутствует опыт просмотра, оценки и обсуждения эротических эпизодов в кино. Как следствие, вне зависимости от полюса оценки, зритель при интерпретации фильма пользуется «советской» оптикой восприятия, часто ссылаясь на воспитательный дискурс киноискусства, а также на его миметическую функцию. В том случае, если опора на привычные интерпретационные шаблоны и культурные схемы оказывается невозможной, зритель и вовсе отказывается от участия в современном ему кинопроцессе, обращая свой взгляд в прошлое.