• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Традиции знаточества (цзянь) и эксцентрики (се) в каллиграфии Фу Шаня (1607-1684)

Творчество прославленного эрудита и мастера эксцентричной скорописи Фу Шаня (1607-1684) хорошо изучено в Китае, но мало исследовано в западном искусствознании и практически не известно в отечественном востоковедении. Фу Шань использовал древнее эпиграфическое наследие для реформирования как скорописного почерка (цаошу), так и уставных почерков (чжуаньшу, лишу, кайшу). Фу Шань исходил из идеи единства пластических принципов всех почерков. Его экспрессивная скоропись содержит простейшие исходные элементы уставных почерков, а уставные почерки в его исполнении обладают динамическим потенциалом скорописи. Широчайшая знаточеская эрудиция Фу Шаня сделала его предтечей архаизирующего «направления изучения стел» (бэйсюэпай). Вместе с тем он прославился своими эксцентричными экспериментами с формами иероглифов и композициями их столбцов, что стало актуальным для каллиграфии Китая XX-XXI веков. В статье изложены вехи биографии Фу Шаня, показаны линии его преемственности и представлена общая эволюция творчества. Художественные принципы Фу Шаня исследуются на основании его собственных высказываний и на примерах наиболее показательных произведений мастера. В статье объясняются «четыре нормы, четыре запрета» (сы нин сы у) Фу Шаня, с которыми связана специфическая эстетика сокрытия мастерства и принцип пластического диссонанса (чжили). Для Фу Шаня отсутствие апломба виртуозности (цяо) и качество безобразно-неотесанного (чжо) служили признаками соответствия произведения искусства естественному миропорядку Дао. Разносторонность художественных исканий каллиграфа и синкретический характер его мировоззрения позволяли Фу Шаню оставаться свободным при сохранении верности традиции. Характерное для китайской культуры соединение знаточества с эксцентричными новациями обусловило целостность искусства Фу Шаня и непреходящую ценность его наследия.