Статья
Governors and Local Elites in Russia: Patterns of Interaction
Могут ли зарубежные когнитивные модели успешно использоваться в исследованиях российской политики? Данная проблема рассматривается в статье на основе анализа опыта применения американских моделей в изучении власти в городских сообществах европейских стран и России. На протяжении длительного времени американские теории не получали широкого признания за пределами США. Ситуация изменилась с 1990-х гг. с появлением теории «городских режимов», которая сумела преодолеть недостатки более ранних подходов к изучению власти в локальных сообществах и постепенно стала использоваться исследователями стран Западной и Восточной Европы – как в аутентичной (классической) версии, так и (чаще) после определенной модификации. В европейских версиях понятие «городской режим» стало более широким и флексибильным, что позволило учесть специфику нового политико-институционального контекста. Первые эмпирические исследования власти в российских городах, выполненные в общем русле анализа городских режимов, показали, что несмотря на существенные отличия российского и западного политического и культурного контекстов, в том числе связанные со слабостью правовых начал и сильной авторитарной составляющей российской политики, зарубежный опыт является, безусловно, востребованным. Его использование необходимо для прояснения проблемного поля, выработки рабочих гипотез, систематизации имеющихся теоретических и концептуальных ресурсов, классификаций форм власти и режимов, помещения исследования власти в российских локальных сообществах в сравнительную перспективу.
Данный сборник состоит из научных статей и материалов докладов 2-го Всероссийского научно-образовательного форума "Политология - ХХ1 век: Политические ценности и политические стратегии", состоявшегося на факультете политологии МГУ им. М.В.Ломоносова 21-22 ноября 2013 года.
Что определяет стратегии региональной политики, реализуемой российскими властями? Могут ли федеральные политики, распределяя финансовые потоки, закрыть глаза на необходимость обеспечения наилучших электоральных результатов в регионах страны? Ответу на эти вопросы посвящена книга, демонстрирующая результаты исследования факторов реализации региональной политики в России на протяжении 1990–2000-х годов.
Книга адресована всем, кто интересуется проблемами политической науки в целом и современной российской политики в частности.
On the basis of in-depth case studies of four Russian regions, Kirov and Voronezh oblasts and Krasnoyarsk and Perm' krais, the trade-offs among social and economic policy at the regional level in Russia are examined. All four regional governments seek to develop entrepreneurship while preserving social welfare obligations and improving compensation in the public sector. Richer regions have a greater ability to reconcile social commitments with the promotion of business. Regions differ in their development strategies, some placing greater emphasis on indigenous business development and others seeking to attract federal or foreign investment. Governors have considerable discretion in choosing their strategy so long as they meet basic performance demands set by the federal government such as ensuring good results for the United Russia party. In all four regions, governments consult actively with local business associations whereas organized labor is weak. However, the absence of effective institutions to enforce commitments undertaken by government and its social partners undermines regional capacity to use social policy as a basis for long-term economic development.
This chapter seeks to provide a detailed account of the policy process that led to the adoption of the pension reform in Russia in 2001. Focusing on the major actors involved in the elaboration of the reform concept and their preferences, I show that the 2001 Russian pension reform appeared to be a compromise squared for the liberal insiders of Kasyanov’s government and, most of all, for Mikhail Dmitriev, a major driver and proponent of the market-oriented reform. As the 2000-2001 attempts to reform pensions in Russia were not the first of such endeavours, a previous attempt to introduce a model of privatization into the Russian pension system, carried out by the “young reformers” government in 1997-1998, is also examined in this chapter. This analysis helps us to identify the network of policy actors involved in the bargaining at the turn of the century (namely, distinguishing the “old” bureaucracy from the Ministry of Labour and the liberal reformers who were invited by Anatoly Chubais from the outside to elaborate the reform). Also, I show how the “window of opportunities” which opened when Vladimir Putin became the Russian president in spring 2000, in fact, limited the liberal reformers’ room for manoeuvre as the newly elected president chose to stake on the “old” bureaucracy as the backbone of the regime in the earliest stage of his presidency.
This article addresses the questions, What do children in urban areas do on Saturdays? What type of organizational resources do they have access to? Does this vary by social class? Using diary data on children’s activities on Saturdays in the Phoenix-Mesa-Scottsdale metropolitan area, the authors describe the different types of venues (households, businesses, public space, associations, charities, congregations, and government/tribal agencies) that served different types of children. They find that the likelihood of using a charity or business rather than a government or tribal provider increased with family income. Also, the likelihood of using a congregation or a government facility rather than business, charity, or household increased with being Hispanic. The authors discuss implications for the urban division of labor on Saturdays and offer research questions that need further investigation.
Истражујући историјске везе Србије и Русије стиче се утисак да је у досадашњем времену већа пажња поклањана уметничким, културним, духовним и политичким, а знатно мање економским односима наших држава и народа. Управо због тога историјат економских веза нема тако богату прошлост, какав је случај са дугом традицијом и богатством српско-руске сарадње на осталим пољима. Први документи о економској сарадњи ове две земље потичу из 15. века када су први трговци путовали из Србије у Русију и обратно. Србија је први кредит од Русије добила 1867. године за изградњу железнице од Радујевца до Ниша. У новије време економски односи се значајно интензивирају и може се рећи они сада представљају прву и главну линију српско-руске сарадње. Србија је са Русијом 2000. године склопила Споразум о слободној трговини који омогућава нашој земљи да преко 95% домаћих производа извезе у Русију без царине. То је веома важан адут наше земље у привлачењу страних инвестиција, али и у бољем искоришћавању сопствених ресурса кроз покривање тражње на огромном руском тржишту. Србија и Русија су током 2008. године закључиле Споразум о сарадњи у нафтногасној области и Меморандум о разумевању за реализацију гасовода ЈУЖНИ ТОК, чија изградња је почела крајем 2012. године. Ради се о крупном и изузетно значајном пројекту чијом реализацијом ће се обезбедити енергетска сигурност наше земље, уз низ пратећих погодности за убрзани економски развој читаве привреде. Највећа руска банка СБЕРБАНКА започела је пословање у нашој земљи, а у најави су и стратешко партнерство руских компанија са смедеревском железаром, као и улагања у читав низ пројеката у нашој земљи. Под повољним условима започиње реализација руског кредита у износу од 800 милиона долара намењеног реконструкцији и модернизацији наших железница, а ускоро се очекује нови кредитни аранжман од једне милијарде долара. Велике инвестиције очекују се кроз војно-техничку сарадњу, као и на реализацији читавог низа других развојних пројеката. Потпуно је излишна дилема да ли се Србија окреће истоку или западу. Најбоља је солуција за све да Србија буде мост за повезивање истока и запада, пре свега у економској, али и не мање важним подручјима културне, научне, безбедносне, политичке и сваке друге корисне сарадње која ће бити на ползу земљама и народима који се у ту сарадњу укључују.
В статье рассматривается, каким образом региональные элиты влияют на электоральные результаты доминирующей партии - "Единой России" (ЕР). На основе оригинальной базы данных, включающей сведения о выборах в региональные законодательные собрания в 2003-2011 годах, мы показываем, что ЕР демонстрирует лучшие результаты в регионах, где губернаторы выстроили собственные сильные "политические машины". Таким образом, заменяя всенародно избранных губернаторов невыразительными бюрократами, с трудом мобилизующими избирателей, федеральный центр подрывает собственную электоральную поддержку. Это одна из причин относительно низких показателей ЕР на недавних выборах.
В статье рассматриваются процессы построения информационного общества и информационной безопасности в СНГ в соответствии с современными условиями. Основная цель заключается в анализе действующих механизмов по формированию единого информационного пространства в Евразийском регионе, понимаемого как один из необходимых аспектов международной интеграции. Теоретическая значимость работы состоит в определении основных элементов управления региональной информационной инфраструктурой, совершенствующихся благодаря развитию коммуникационных возможностей в условиях ускоренного технологического процесса. Практическая составляющая состоит в определении перспективных направлений политики государств рассматриваемого региона в области построения информационного общества. В исследовании авторами используется историко-описательный подход и фактологическое анализ событий имеющих отношения к вычерчиванию контуров современного глобального информационного общества в региональном преломлении.
К основным результатам можно отнести то, что развитие информационно-коммуникационных технологий и сетевых ресурсов ведет к усилению угрозы дестабилизации социально-политической обстановки ввиду появления множества центров, генерирующих идейно-психологический фон. Ведение целенаправленной информационной политики не может мыслиться без коллективного участия государств, в первую очередь, входящих в группу лидеров интеграции – России, Белоруссии и Казахстана. В настоящее время только вырабатываются комплексные подходы к обеспечению безопасности в информационной сфере в Евразийском регионе, однако события, происходящие в мире во многом благодаря современным технологиям, заставляют искать стратегию выхода с гораздо более высокой скоростью.
Статья вносит определенный вклад в науку о международных отношениях, вступая в область междисциплинарного осмысления, связанного с переходным периодом в развитии общества. Изучение современных условий в их соотнесении с действующими социально-политическими закономерностями приводит авторов к выводам о необходимости сотрудничества с сетевыми центрами силы в современном информационном пространстве; формированием альтернативных моделей сетевого взаимодействия, особенно в инновационных и научно-технических направлениях информационной политики, а также расширения интеграционного поля в рассматриваемом регионе на информационную составляющую.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Специальная публикация к саммиту БРИКС в Дели представляет собой сборник статей представителей органов власти стран БРИКС, международных организаций, бизнеса и ведущих исследователей.
В число российских авторов вошли Министр иностранных дел России Сергей Лавров, директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, советник Президента РФ Александр Бедрицкий, посол по особым поручениям МИД РФ Вадим Луков и представители российского академического сообщества.
В сборнике рассматриваются актуальные вопросы глобальной повестки дня, приоритеты БРИКС и Индийского председательства, конкурентные преимущества и позиции стран-участниц, а также вопросы институционализации БРИКС, повышения эффективности этого форума и его развития подотчётности. Исследовательская группа БРИКС является совместной инициативой Высшей школы экономики и Университета Торонто.
Если русский национализм не одержал победу в начале прошлого века, тем более не победит сейчас. Тогда он имел неизмеримо лучшие возможности для выдвижения на лидирующие позиции.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.