Статья
Герой-подросток в романах Ф. М. Достоевского «Подросток» и А. Жида «Фальшивомонетчики»
В статье рассматривается фукнция героя-подростка в романе А. Жида "Фальшивомонетчики" в сопоставлении с "Подростком" Достоевского. Проводится сопоставительный анализ принципов сюжетостроения, системы персонажей, нарративных особенностей.
В работе Е.Б. Смилянской публикация записей бесед с двумя верхокам-
скими книжницами стала отправной точкой для изучения своеобразия
религиозности верхокамских старообрядцев-беспоповцев, их понимания
пути христианского спасения. Автор стремится показать, что биографи-
ческие повествования и размышления о сущем, о святости, грехе и спа-
сении составляют единый текст, и его содержательный анализ позволяет
реконструировать систему связей между религиозным мировидением и
поведением, ориентацией человека в современном мире.
Материалы сборника соотносятся с поиском частных закономерностей функционирования повествовательных форм. При этом сугубо нарратологическая проблематика помещается здесь в более широкий контекст феномена культурной памяти.
Я обращаюсь к небольшому рассказу Дุุฯฬิุอุ под почти сюрреалистическим названием «Бобок», который в концентрированном виде дает нам представление о том, как писатель понимал смерть и жизнь в России, причем не бытово, а вполне религиозно-философски. Но его анализ должен быть поставлен в отчетливый литературно-философский контекст.
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, посвященного выявлению специфики автобиографических рассказов о детстве у взрослых людей с разными типами актуального самоотношения. Показано, что нарративы детства людей с позитивным, негативным и несбалансированным самоотношением отличаются как по ведущим темам и доминирующим переживаниям, так и по целостной эмоциональной оценке своего детства. Демонстрируется возможность с помощью нарративного анализа детских воспоминаний выявить содержательные характеристики эмоционального, когнитивного, поведенческого и смыслового компонентов актуального самоотношения личности.
Нарушение языкового стандарта в значительной мере обусловлено блокированием формирования естественных синтаксических стратегий, позволяющих реализовать потенции изучаемого языка. В норме регламентация грамматики не должна предшествовать информационному запросу, обеспеченному коммуникативным дефицитом пишущего. Сбои актуального членения предложения в ходе его построения вызваны как внутриязыковыми, так и экстралингвистическими причинами, связанными с коммуникативной ситуацией.
Существует взаимное влияние между сокращением информационной сложности, к которому стремится когнитивный процесс, и функцией социально-политических нарративов выступать в этом контексте в качестве когнитивного инструмента. Биологически ориентированная политическая наука должна учитывать как влияние работы мозга на социально-политические структуры и нарративы, так и обратное влияние. Мы должны одновременно совершить и нейрофизиологический, и нарративный поворот.
В коллективной монографии на материалах полевых и архивных записей исследуются проблемы биографического повествования как специфического речевого жанра, а также анализируются устные интерпретации авторитетных текстов вероучения и правил жизнеустроения. В книге четыре раздела, содержащих анализ и публикации текстов устных повествований, а также автобиографических документов второй половины XX — нач. XXI в., собранных авторами в Тверской, Вологодской, Томской, Брянской, Кировской областях, в Пермском крае, Республике Коми и Удмуртской Республике. При исследовании автобиографических повествований, описаний малой родины, рассуждений о вере и ≪последних временах≫ особое внимание авторы сборника уделяют осмыслению нарратива индивидуального исполнителя как фактора саморефлексии и поддержания идентичности. В книге также изучаются мировоззренческие и жизнестроительные функции фольклорного репертуара в его взаимосвязи с меняющейся социальной реальностью, рукописной и книжной традицией. Духовная культура русского сельского населения рассматривается в ее динамике на протяжении 1970-х — 2010-х гг.; с учетом многообразия региональных и этноконфессиональных традиций русской культуры, особенностей функционирования русского фольклора и языка в иноэтничных общностях (карельских и коми).
Статья посвящена анализу способов репрезентации войн прошлого в массовом кино. Рассматриваются отечественные игровые фильмы 1911-2011 гг. Для анализа используется концепт культурной памяти, разработанный Яном Ассманом, в контексте более широкой проблемы опосредования (медиатизации) событий прошлого, подлежащих запоминанию. Делаются выводы относительно потенциала так или иначе сконструированных образов «героического прошлого» для строительства национальной идентичности в разные периоды отечественной истории.
«Семиотика скандала» — третий сборник серии «Механизмы культуры». В нем представлены материалы международной конференции, проведенной в Центре славянских исследований (Сорбонна, Париж). Авторы, пользуясь различной методологией, анализируют разные формы скандала как одну из доминирующих категорий литературного процесса, истории и политики.