• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Научная революция в когнитивной науке в контексте развития теории сложности

В статье показано, что в когнитивной науке происходят в настоящее время радикальная понятийная перестройка, появляются и интенсивно развиваются новые концепции, одна из которых - концепция отелесненного, встроенного и энактивного познания (embodied, embedded and enacted cognition). Обосновано, что эта понятийная перестройка, по сути, означает научную революцию. Рассмотрены новые понятия и представления об отелесненности познания, синергийной связке субъекта и объекта познания, об их ко-эмерджентности, об уме как синергетическом инструменте, встроенности познающего субъекта в среду, энактивизме как новой форме конструктивизма. Продемонстрировано, что эти понятия перекликаются с понятиями современной теории сложных самоорганизующихся систем и это понятийное пересечение плодотворно для обеих областей научного знания.