• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Поэтика, искусство и политика в "Олимпийской речи" Диона Хрисостома

В «Олимпийской речи» греческого оратора эпохи римской империи Диона Хрисостома есть любопытное сравнение двух образов Зевса - скульптурного изображения, созданного Фидием, и поэтического образа, сочиненного Гомером. Дион сравнивает специфические черты этих образов, противопоставляя более правильный образ мирного и доброго Зевса Фидия богу Гомера, принимающему самый разный вид - то оказывающемуся доброжелательным и ласковым, то вызывающему страх и ужас. 1. Я возвожу это сравнение к двум топосам эллинистической риторики, дававшим ответ на вопрос, как Фидий мог создать свое произведение, не имея перед глазами образца. 2. Анализируя речь в целом и сопоставляя ее с речами «О царской власти», я пытаюсь показать, что Зевс у Диона символизирует римскую власть, и прежде всего, власть Траяна, а смысл речи состоит в том, чтобы провозгласить мирный характер правления Траяна несмотря на его войны с даками.