• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

"У вас там ни вкуса ни тонкости": телереклама в России в 1990-1995 годах как новое социальное явление и ее восприятие старшим поколением россиян

Рассматривается особая роль телерекламы в формировании новой массовой культуры в
первой половине 1990-х гг., а также рецепция рекламы старшим поколением россиян.
Предпринята попытка выяснить, какой была первая телереклама в России и как она
«встраивалась» в культурный контекст постсоветского общества, как воспринимал рекламу
«советский человек», насколько его культурный опыт входил в противоречие с рекламой как
новым культурным и социальным явлением, какова была степень доверия «советского
человека» к первой рекламе на телевидении в начале 1990-х, насколько он поддавался ее
влиянию? Делается вывод о том, что российская телереклама первой половины 1990-х гг.
сыграла важную роль в смене мировосприятия россиян. Однако «советскому человеку»,
запрограммированному на жизнь в совершенно других реалиях, было трудно принять эти
социокультурные тенденции, на что указывают письма телезрителей старшего поколения в
телевизионный центр «Останкино». Основная причина негативной реакции на рекламу этой
категории граждан заключается в том, что в рекламе первой половины 1990-х гг. практически не
учитывались прежние культурно-историческое модели поведения и мышления, носителями
которого были представители «советского» поколения. Однако несмотря на то, что
коммуникация между «советским поколением» и телерекламой в 1990-1995 гг. носила характер
культурного конфликта, корреспонденция в телецентр «Останкино» также указывает и на то,
что реклама не только раздражала телезрителей, но и решала задачу вторичной социализации
для людей старшего поколения.