?
Мобилизованная интонация
В статье описано и проанализировано исполнение идеологии мобилизационного типа через интонацию и шире – «фигуры звука» (Eidshiem). В интонационном рисунке трех женских голосов, записанных в 2008–2011 гг., автор обнаруживает сходство с интонациями политических выступлений советской эпохи. Автор показывает, как воображаемое отношение к реальным условиям существования может быть реализовано не только
лексически, грамматически, синтаксически, но и через использование голоса – вокальность (Dunn, Johnes). Разделяя представления о голосе как гибридном – одновременно корпореальном и дискурсивном – феномене (Cusick, Dolar, Schlichter), автор полагает, что в исполнении идеологии у женского голоса есть своя – мелодическая – партия. Предметом специального анализа становится интонационный менеджмент – инструментальное переключение интонационных режимов в ситуации коммуникации. Стирание просодических и – шире – мелодических различий между отдельными жанрами публичной речи под натиском мобилизованной интонации интерпретируется в тексте как индикатор тоталитарной коммуникации и рассматривается как один из фоновых механизмов усиления авторитарных тенденций в обществе. Для описания режимов интонирования, разделяемых представителями социальной группы, используется понятие «интонационный фонд» (Бахтин).