• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 8 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Орлова Г. А. Практики & Интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2017. Т. 2. № 4. С. 46-57.

Аннотация. В предисловии к подборке, составленной из двух аналитических этюдов, обосновывается обра- щение социальных исследователей к изучению голоса в его связи с социальными явлениями и процессами. Качественные социальные исследования характеризуются как эпистемологическая машина перевода устной речи в письменные тексты, доступные медленному анализу. А транскрипт рассматривается как условие возможности и инструмент современной социально-конструкционистской аналитики. Автор предисловия задается вопросом об условиях возможности возвращения в социальные исследования «забытого» в процессе перевода голоса. Внимание к несемиотическим аспектам человеческого существования, поворот к телу и аффекту, исследование бессловесных социальных миров рассматриваются как основания для аналитической реставрации голоса. Однако интонационная траектория авторов этой подборки иная: она восходит к их опыту подготовки транскриптов интервью в исследовательском цифровом проекте и обнаруживает связь с наследием Бахтина.

Добавлено: 19 февраля 2019
Статья
Орлова Г. А. Практики & Интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2018. Т. 3. № 3. С. 37-74.

В январе 1959 г. с трибуны XXI съезда вожди объявили о переходе к построению коммунизма, а физики пообещали найти доступ к неисчерпаемым источникам энергии. Обещание физиков сохраняет свою жизнеспособность и сегодня: в России создают термоядерный реактор и замыкают ядерный топливный цикл. Эти амбициозные научно-технические программы, инициированные в СССР в середине прошлого века и реализующиеся в конкурирующих ядерных центрах, продемонстрировали свою способность придавать форму национальному социотехническому воображаемому, колонизировать будущее, накапливать символический капитал и испытывать ожидания. Опыт 2010-х гг. показал, что в современной России вторично могут быть ис- пользованы репертуары пропаганды и холодной войны, наработанные в советскую эпоху. Подлежат ли ресай- клингу инженерные утопии эпохи позднего социализма? Как они устроены? Кто и как их пытается адаптировать к современным обстоятельствам? Каким образом профессиональное ядерное сообщество выражает свою (не) готовность к новому витку долгого ожидания и обнажает, тем самым, след утопии, плановой экономики, большой советской науки и прожитой жизни, отданной (не)реализованной научно-технической программе? Автор отвечаетна эти вопросы, препарируя дискурс о замыкании ядерного топливного цикла с использованием реакторов на быстрых нейтронах. В процессе работы с историческими документами, воспоминаниями, интервью с ядерными ветеранами, форумами ядерщиков и журналистскими материалами будет показано, что замыкание цикла – это не только проект и идеология, но и специфический способ существования одного из сообществ ученых-ядерщиков во времени

Добавлено: 26 апреля 2019
Статья
Орлова Г. А. Практики & Интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2017. № 4. С. 58-82.

В статье описано и проанализировано исполнение идеологии мобилизационного типа через интонацию и шире – «фигуры звука» (Eidshiem). В интонационном рисунке трех женских голосов, записанных в 2008–2011 гг., автор обнаруживает сходство с интонациями политических выступлений советской эпохи. Автор показывает, как воображаемое отношение к реальным условиям существования может быть реализовано не только лексически, грамматически, синтаксически, но и через использование голоса – вокальность (Dunn, Johnes). Разделяя представления о голосе как гибридном – одновременно корпореальном и дискурсивном – феномене (Cusick, Dolar, Schlichter), автор полагает, что в исполнении идеологии у женского голоса есть своя – мелодическая – партия. Предметом специального анализа становится интонационный менеджмент – инструментальное переключение интонационных режимов в ситуации коммуникации. Стирание просодических и – шире – мелодических различий между отдельными жанрами публичной речи под натиском мобилизованной интонации интерпретируется в тексте как индикатор тоталитарной коммуникации и рассматривается как один из фоновых механизмов усиления авторитарных тенденций в обществе. Для описания режимов интонирования, разделяемых представителями социальной группы, используется понятие «интонационный фонд» (Бахтин).

Добавлено: 18 февраля 2019
Статья
Орлова Г. А. Практики & Интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2019. Т. 4. № 3. С. 48-68.

Эта статья о том, как тела, фотокамера и газета делают постсоветское состояние и социальные изменения 1990-х гг. видимыми. Она посвящена истории неловкости, выявленной в акте фотосъемки. Автор работает с письмами и фотографиями, которые читательницы и читатели «Комсомольской правды» присылали в 1996–2000 гг. на гибридный конкурс красоты «Мисс КП», объявленный газетой. Неловкость или же неполнота, неумелость, неточность воплощения обнаруживается и в дискурсивных фигурах писем, и в некогерентном соседстве текстов и фотографий, и в способах фотографического позирования. В многообразии проявлений этой неловкости автор видит эффекты постсоветского экспериментирования с выявлением себя через слово и тело. Перспектива, задаваемая социальными исследованиями тела и  визуальными исследованиями, совмещается здесь с анализом дискурса и медиа. Эта комбинация позволяет формулировать и на внятном эмпирическом материале отвечать на следующие вопросы: как люди через свои тела вовлекаются в социальные изменения и участвуют в них? Как трансформации и сдвиги первого постсоветского десятилетия проявляются через телесные практики в целом и фотографическое позирование для конкурса красоты в частности? Как современницы распада Советского Союза добровольно или вынужденно переоткрывают себя и свои тела заново? Текст состоит из четырех частей. В первой части неловкость была определена дано через ее связь с воплощением и историзирована. Во второй части конкурс красоты, организованный на страницах «Комсомольской правды», рассмотрен в своей гетерогенности как диспозитив постсоветских изменений. В третьей части (публикуемой в этом номере) будет показано, как девяностые проступают в рассказах о себе, присланных на конкурс. И, наконец, проявления неловкости, запечатленные на конкурсных фотографиях и спровоцированные в ситуации фотосъемки, станут предметом специального анализа в заключительной части статьи

Добавлено: 13 августа 2020
Статья
Орлова Г. А. Практики & Интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2019. Т. 4. № 3. С. 48-68.

Эта статья о том, как тела, фотокамера и газета делают постсоветское состояние и социальные изменения 1990-х гг. видимыми. Она посвящена истории неловкости, выявленной в акте фотосъемки. Автор работает с письмами и фотографиями, которые читательницы и читатели «Комсомольской правды» присылали в 1996–2000 гг. на гибридный конкурс красоты «Мисс КП», объявленный газетой. Неловкость или же неполнота, неумелость, неточность воплощения обнаруживается и в дискурсивных фигурах писем, и в некогерентном соседстве текстов и фотографий, и в способах фотографического позирования. В многообразии проявлений этой неловкости автор видит эффекты постсоветского экспериментирования с выявлением себя через слово и тело. Перспектива, задаваемая социальными исследованиями тела и  визуальными исследованиями, совмещается здесь с анализом дискурса и медиа. Эта комбинация позволяет формулировать и на внятном эмпирическом материале отвечать на следующие вопросы: как люди через свои тела вовлекаются в социальные изменения и участвуют в них? Как трансформации и сдвиги первого постсоветского десятилетия проявляются через телесные практики в целом и фотографическое позирование для конкурса красоты в частности? Как современницы распада Советского Союза добровольно или вынужденно переоткрывают себя и свои тела заново? Текст состоит из четырех частей. В первой части неловкость была определена дано через ее связь с воплощением и историзирована. Во второй части конкурс красоты, организованный на страницах «Комсомольской правды», рассмотрен в своей гетерогенности как диспозитив постсоветских изменений. В третьей части (публикуемой в этом номере) будет показано, как девяностые проступают в рассказах о себе, присланных на конкурс. И, наконец, проявления неловкости, запечатленные на конкурсных фотографиях и спровоцированные в ситуации фотосъемки, станут предметом специального анализа в заключительной части статьи.

Добавлено: 13 августа 2020
Статья
Орлова Г. А. Практики & Интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2019. Т. 4. № 1. С. 53-70.

Эта статья о том, как тела, фотокамера и газета делают постсоветское состояние и социальные изменения 90-х видимыми. Она посвящена истории неловкости, выявленной в акте фотосъемки. Автор работает с письмами и фотографиями, которые читательницы и читатели «Комсомольской правды» присылали в 1996–2000 гг. на гибридный конкурс красоты «Мисс КП», объявленный газетой. Неловкость или же неполнота, неумелость, неточность воплощения обнаруживается и  в  дискурсивных фигурах писем, и  в  некогерентном соседстве текстов и фотографий, и в способах фотографического позирования. В многообразии проявлений этой неловкости автор видит эффекты постсоветского экспериментирования с выявлением себя через тело и корпореальные тактики освоения нового в ситуации, когда изменяются телесные образцы достоинства, успеха, красоты, привлекательности, актуализируемые в позировании перед камерой. Перспектива, задаваемая социальными исследованиями тела и визуальными исследованиями, здесь совмещается с аналитикой интердискурсивности и медиа. Эта комбинация позволяет формулировать и на внятном эмпирическом материале отвечать на следующие вопросы: как люди через свои тела вовлекаются в социальные изменения и участвуют в них? Как трансформации и сдвиги первого постсоветского десятилетия проявляются через телесные практики в целом и фотографическое позирование для конкурса красоты в частности? Как современницы распада Советского Союза добровольно или вынужденно переоткрывают свои тела заново? Текст состоит из трех частей. Сначала понятие неловкости уточняется через детализацию ее связи с  воплощением. Затем конкурс красоты от «Комсомольской правды» описывается в своей гетерогенности как диспозитив постсоветских изменений. И, наконец, проявления неловкости, запечатленные на конкурсных фотографиях и спровоцированные в ситуации фотосъемки, становятся предметом специального анализа.

Добавлено: 13 августа 2020
Статья
Орлова Г. А. Практики & Интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2019. Т. 4. № 1. С. 53-70.

Эта статья о том, как тела, фотокамера и газета делают постсоветское состояние и социальные изменения 90-х видимыми. Она посвящена истории неловкости, выявленной в акте фотосъемки. Автор работает с письмами и фотографиями, которые читательницы и читатели «Комсомольской правды» присылали в 1996–2000 гг. на гибридный конкурс красоты «Мисс КП», объявленный газетой. Неловкость или же неполнота, неумелость, неточность воплощения обнаруживается и  в  дискурсивных фигурах писем, и  в  некогерентном соседстве текстов и фотографий, и в способах фотографического позирования. В многообразии проявлений этой неловкости автор видит эффекты постсоветского экспериментирования с выявлением себя через тело и корпореальные тактики освоения нового в ситуации, когда изменяются телесные образцы достоинства, успеха, красоты, привлекательности, актуализируемые в позировании перед камерой. Перспектива, задаваемая социальными исследованиями тела и визуальными исследованиями, здесь совмещается с аналитикой интердискурсивности и медиа. Эта комбинация позволяет формулировать и на внятном эмпирическом материале отвечать на следующие вопросы: как люди через свои тела вовлекаются в социальные изменения и участвуют в них? Как трансформации и сдвиги первого постсоветского десятилетия проявляются через телесные практики в целом и фотографическое позирование для конкурса красоты в частности? Как современницы распада Советского Союза добровольно или вынужденно переоткрывают свои тела заново? Текст состоит из трех частей. Сначала понятие неловкости уточняется через детализацию ее связи с  воплощением. Затем конкурс красоты от «Комсомольской правды» описывается в своей гетерогенности как диспозитив постсоветских изменений. И, наконец, проявления неловкости, запечатленные на конкурсных фотографиях и спровоцированные в ситуации фотосъемки, становятся предметом специального анализа.

Добавлено: 13 августа 2020
Статья
Орлова Г. А. Практики & Интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2019. Т. 4. № 2. С. 29-53.

Эта статья о том, как тела, фотокамера и газета делают постсоветское состояние и социальные изменения 90-х видимыми. Она посвящена истории неловкости, выявленной в акте фотосъемки. Автор работает с письмами и фотографиями, которые читательницы и читатели «Комсомольской правды» присылали в 1996–2000 гг. на гибридный конкурс красоты «Мисс КП», объявленный газетой. Неловкость или же неполнота, неумелость, неточность воплощения обнаруживается и в дискурсивных фигурах писем, и в некогерентном соседстве текстов и фотографий, и в способах фотографического позирования. В многообразии проявлений этой неловкости автор видит эффекты постсоветского экспериментирования с выявлением себя через тело и корпореальные тактики освоения нового в ситуации, когда изменяются телесные образцы достоинства, успеха, красоты, привлекательности, актуализируемые в позировании перед камерой.

Добавлено: 13 июля 2020