• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Возможности цифрового политического участия: электронные петиции негосударственных цифровых платформ (на материале Change.org)

Радина Н. К., Крупная Д. А.

В статье представлено эмпирическое исследование, выполненное на материале электронных петиций русскоязычного сегмента международной цифровой платформы петиций Change.org. Электронные петиции анализируются в теоретическом поле цифрового политического участия, а также слактивизма для прояснения вклада электронных петиций в изменения общественной жизни. Цель исследования – представить тематические доминанты по федеральным округам как на уровне выдвижения петиций, так и на уровне их поддержки онлайн-голосованием.

Исследование включает материалы Change.org с 2012 по 2017 год. При помощи компьютерного обеспечения Python, библиотек Lxml, Requests и Re были извлечены и проанализированы 22452 петиции с учетом территории их создания. Также были идентифицированы 918 петиций, которые получили статус «исполненных» (статус после голосования определяет автор петиции) для анализа по регионам. Обе текстовые базы были тематизированы на основе открытого кодирования при помощи программного обеспечения AntConc и TopicMiner и проанализированы при помощи инструментов описательной статистики, включая кластерный анализ (SPSS Statistics 22).

В процессе исследования определились три группы территорий: группа территорий, где власть и бизнес готовы, отвечая на запросы населения, решать широкий круг вопросов в русле культурной, социальной и политической жизни региона, группа территорий, где власть и бизнес откликаются только на проблемы выживания населения, а также территории, власть и бизнес которых безопасно ощущают себя, содействуя животным и игнорируя другие требования населения, изложенные в онлайн-петициях.

Проведенное исследование позволяет утверждать существование офлайн-эффекта онлайн-петиций. Наиболее показательна тематика поддержанных (исполненных, победных) петиций, поскольку является интегративным показателем: отражает потребности населения территории, указывает на готовность других россиян признать проблему стоящей решения, показывает, какие проблемы населения региональные власть или бизнес готовы решать без значительного общественного давления.