• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Социальные алгоритмы онлайн-сообществ: аналитический обзор

Социальные алгоритмы, в том числе рейтинги, являются инструментами, облегчающими процесс принятия решения во множестве контекстов. В последнее время в ряде исследований поднимаются вопросы о влиянии социальных алгоритмов (ранжирования, рекомендаций, взаимного оценивания, отзывов, формирования репутации) на социальные системы.

Рост интереса к изучению алгоритмов ранжирования и механизмов репутации отражается в нарастающей дискуссии между социальным учеными. Обсуждение данных вопросов стимулируется социальными эффектами алгоритмов, которые наблюдаются в сообществах и имеют видимое влияние на участников. Подобные

алгоритмы, с одной стороны, ориентированы на отражение реальных оценок репутации, вклада (например, для репутационных и коллаборативных систем), значимости или предпочтений (для формирования рекомендаций). С другой стороны, широкое внедрение таких алгоритмов приводит к изменению реальности, в частности, формированию поведения, нацеленного именно на получение высоких оценок, или неявного ограничения доступности источников информации из-за особенностей их ранжирования. Как следствие, конструктивное исследование подобных алгоритмов, включая проведение эмпирических исследований, имеет значимые научные перспективы, как с точки зрения оценивания влияния алгоритмов на реальность, так и с точки зрения развития этих алгоритмов при учете выстраивающихся вокруг них социальных механизмов и практик. Часто такие исследования посвящены этическим проблемам, связанным с подобным влиянием (“алгоритмическая дискриминация”).

Рассмотрим классы систем, связанных с концепцией алгоритмического управления (algorithmic governance).