• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Зарождение и развитие феномена надвратных храмов в византийском мире

Византийский временник. 2018. Т. 102. С. 249-271.

Статья посвящена вопросу о генезисе надвратных храмов в восточнохри-
стианском мире. Первый датированный из них — крестово-купольная церковь над
воротами Халки Большого императорского дворца в Константинополе, возведенная
в 920–944 гг. Романом Лакапином и перестроенная в 971 г. Иоанном Цимисхием как
храм-реликварий и императорская усыпальница. Последнее породило упрощенные
(компактно вписанный крест или зальный храм) подражания в империи, в т. ч. над
воротами городов (Перник, Эски-Кермен, Мангуп, Фуна) и монастырей (Сирмены,
Варзахан). Со 2-й четверти XI в. такие храмы строятся на Руси над воротами горо-
дов и дворцов (в Киеве, Переяславле, Владимире, Чернигове, Новгороде), с 1106 г.
над воротами монастырей (Киево-Печерская лавра) в форме вписанного креста на
четырех столпах. Монастырские надвратные церкви конца XII в. (в киевских Ми-
хайловском Златоверхом и Федоровском (?) и смоленском Спасском монастырях) —
купольные, но бесстолпные и квадратные в плане. В начале XII в. — вероятно, под ви-
зантийским влиянием — идея надвратных церквей проникает и в Германию, где они
имеют в т. ч. функцию храма-реликвария. Византийские надвратные церкви практи-
чески не имели военно-оборонительной функции, но должны были символизировать
божественную защиту живущих внутри и освящать проходящих под ними. Такую
функцию можно обозначить и как апотропеическую. В некоторых случаях просле-
живается связь надвратного храма с погребальным комплексом. Напротив, на Руси
храмы на городских воротах не лишали последние оборонительной функции.