• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Субъективное благополучие в школе и отношения с одноклассниками у учащихся начальной школы с разным уровнем учебных достижений.

В фокусе данного исследования находится проблема субъективного благополучия учащихся и  связь субъективного благополучия с уровнем учебных достижений  в начальной школе. Несмотря на то, что субъективное благополучие в школе значимо прогнозирует различные жизненные достижения во взрослой жизни, а в современном образовании, наряду с учебными достижениями, является одним из показателей эффективности образования, в младшем школьном возрасте оно недостаточно изучено. Многие комплексные модели субъективного благополучия в школе среди различных аспектов выделяют отношения со сверстниками, т.к. отношения с одноклассниками являются важным показателем адаптации ребенка в школе (Ladd, Kochenderfer, Coleman, 1996) и способны предсказывать субъективное благополучие в школе  (Tian, Tian, & Huebner, 2016). Можно выделить два аспекта отношений с одноклассниками – сотрудничество и враждебность, которые показывают связь с учебными достижениями. В данном исследовании уровень учебных достижений определялся с помощью стандартизированного теста SAM (Student Achievement Monitoring) (Nezhnov, Kardanova, Vasilyeva, Ludlow, 2015), позволяющего выделить теоретически и эмпирически обоснованные уровни овладения математикой:  формальный, рефлексивный и функциональный.  Для измерения субъективного благополучия в школе была использована русская версия опросника – Краткий опросник субъективного благополучия в школе (Brief Adolescents' Subjective Well-Being in School Scale; Tian, Wang, Huebner, 2015) и русская версия Опросника Дружеских отношений в классе для измерения дружеских отношений (Turilova-Miščenko, Raščevska, 2008). Выборка состояла из 144 учащихся 4-ых классов, которые образовали группы учащихся с разным уровнем учебных достижений. Для анализа был использован однофакторный дисперсионный анализ (one-way ANOVA) с критерием Тьюки (Turkey post hoc test). Результаты показали, что существуют различия в уровне удовлетворенности школой, количестве друзей, частоте сотрудничества с одноклассниками и частоте враждебности в общении с одноклассниками между группой учащихся с уровнем учебных достижений ниже формального и учащимися с более высоким уровнем учебных достижений. В то же время, различий в аффективном компоненте субъективного благополучия обнаружено не было.