• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Феномен государства в понимании Канта, Гегеля и Гуссерля

Cтатья посвящена рассмотрениюпроблемы взаимной корреляции индивидуальной и политической  свободы в контексте этической, правовой и политической легитимации государства. Метод - герменевтическая реконструкция и сравнительный анализа учений о государстве Канта, Гегеля и Гуссерля. В результате герменевтической реконструкции философии государства Канта выявлены четыре конститутивных фактора: принцип свободы, республиканизм, принцип членства и законность. Кант проводит различие между ноуменальной (моральной) и феноменальной (политико-правовой) свободой, подчёркивая, что в сфере политики и права ноуменальная свобода не может стать основанием морального закона, поскольку она не должна ограничиваться извне (гетерономно), но только полагаться индивидуумом “изнутри” (автономно). Для Канта ноуменальная свобода является единственным, изначально данным каждому человеку правом на основании его принадлежности человеческому роду (естественное право). Политическое сообщество в лице государства уполномочено лишь обеспечить защиту этой свободы от внешнего принуждения, но не имеет права посягать на ограничение внутренней (ноуменальной) свободы человека. При рассмотрении вопроса о предпочтительной форме государственного правления Кант выбирает республику, поскольку в ней закон является последней инстанцией. В результате сравнительного анализа философии государства Канта и Гегеля автор приходит к выводу, что оба мыслителя  единодушны в понимании свободы как основания для легитимации государства. Вместе с тем, Гегель “снимает” установленное Кантом различие между ноуменальной и феноменальной свободой и берёт за основу коллективную, всеобщую свободу государства, олицетворяющего объективность, истину и нравственность. Высшим идеалом и долгом индивида является отказ от автономии во имя государства, которое определяется в качестве божественной самоцели. Гегель подхватывает этическую стратегию кантовской интерпретации феномена государства, дополняя её двумя другими: пониманием государства как результата естественной телеологии (цель природы) и как итога разумной телеологии (сознательного и свободного выбора человека). При рассмотрении вопроса о предпочтительной форме государственного правления Гегель предпочитает монархию. Гуссерль, вслед за Кантом, развивает и последовательно радикализирует этическое и инструменталистское понимание государства, подчёркивая его преходящий характер и акцентируя внимание на самореализации свободного, феноменологически рефлексирующего индивида. Однако, свобода индивида-феноменолога ограничена привязанностью к феноменологическому сообществуи содержит в себе рудименты природной и разумной телеологии в духе Гегеля. Хотя феноменология в понимании Гуссерля не является ни “государственной философией”, ни сугубо персональной практикой, она приобретает специфический характер интеллектуальной аристократии: феноменологическое движение и сообщество феноменологов олицетворяют собой идеальное завершение политической истории европейского человечества.