Статья
Страх повторения. Философские, метафизические и методологические воззрения Владимира Мартынова
В статье рассматриваются философские, исторические и музыкально-теоретические взгляды композитора Владимира Мартынова, сопоставленные с проблематиками музыкального минимализма, с которым Мартынов традиционно ассоциируется и чьими методами в своем творчестве активно пользуется. В центре внимания настоящей работы находится категория времени, которая занимает важное место в концепции Мартынова, а в музыке минимализма подвергается радикальному переосмыслению, в силу этого формируя особые процедурные предписания и особый подход к музыкальным структурам. Статья поднимает вопрос о том, насколько философские, теоретические, технические и социальные аспекты минимализма соотносятся с мартыновской концепцией «конца времени композиторов». Первая ее часть посвящена рассмотрению историко-философской концепции Мартынова, представляющей собой попытку описать историю музыки через ряд диспозиций, определяющих музыкальную структуру и роль автора в ее создании: рассмотрены три предложенные Мартыновым формы существования музыки («музыка ритуала», «музыка композиторов» и богослужебное пение), названы источники концепции и проведен анализ соответствия интерпретации Мартынова описанным в источниках проблематикам. Во второй части излагается история возникновения музыкального минимализма в Америке, описываются предпосылки появления этого стиля и проблематизируется центральный для этого течения вопрос — вопрос репрезентации в музыке минимализма «не-телеологического» времени и связанные с этой формой репрезентации импликации и следствия, как методологические, так и социально-идеологические. Наконец, в третьей части сделана попытка соотнести музыку Владимира Мартынова с методом минимализма и выявить, в какой мере отход от проблематик, обусловивших появление данного стиля, определяет как форму музыки композитора, так и его историко-философские воззрения.
В статье рассматривается динамика транспонирования темпоральных смыслов в переводческом пространстве текстов оригинала и перевода.в ситуации учебных деловых переговоров. Представлена характеристика учебного переводческого дискурса, в котором лингвокогнитивной основой понимания и оптимального перевода является согласованность темпоральных смыслов в этнолингвокультурных мирах автора исходного текста и его переводчиков.
XIX век был, а во многом и остается в истории и культуре России «нашим всем». Сов- местными усилиями авторы сборника пытаются разобраться, насколько оправдан этот статус. Как XIX век «собирался» из событий и явлений прошлого? С чем он ассоции- ровался для современников и потомков? Имеет ли смысл говорить о русском XIX веке, и как он соотносится с модерностью? В чем вообще заключается смысл моделей исто- рического времени: имеем ли мы дело только с изобретением историков или с элемен- том самосознания реальных людей? Сборник продолжает совместный проект Studia europaea Германского исторического института в Москве и издательского дома НЛО.
Представлены результаты комплексных, системных подходов к исследованию в рамках концептуального аппарата современной темпоральности категории социальной споченности и инклюзивной культуры. Актуальной пробематикой книги авторы анимаются на протяжение многих лет, в том числе в рамках гос-заказа и проектов, поддержанных РФФИ. Сплоченность демонстрируется как агрегированный показатеь устойчивости, национаьной беопасности в контексте неравенства и стремления к инстеграции, а социаьная инкюзия показана как демократическая акция выхода из сегрегированного пространства в широкое общественное поле. В зарубежном и отечественном социаьно-проблемном поле обосновано их значение как ресуса социальной политики. Уделено внимание внализу активности времени в поле структурных характеристик виртуальных социальных сетей. Рассмотрены потенциал молодежной политики и культуры патриотизма сквозь призму движения исторической реконструкции. Привлекаются опыт регионального исследования, интерпретация результатов анализа сплоченности населения в сравнительной перспективе. В книге демонстрируются полевые исследования, а также получают развитие теоретические идеиавторов, ранее представленные в предыдущих публикациях. Рекомендуется ученым, преподавателям, магистрантам и аспиранам, широкому кругу читателей.
Исходной точкой движения мысли в этой книге являются понятия культурной формы и заложенной в ней цели. Исследовать культурную форму лучшего всего в исторической динамике, на всех этапах обретения и утраты жизнеспособности. Историческим материалом для этого берется Новое время и XVIII век в особенности. Книга разделена на четыре части. Первые две – теоретичны: закономерности культуры, обрисованные в их разделах, должны обосновать, почему автором выбрана та, а не иная оптика рассмотрения предметности. Третья часть посвящена изображению Нового времени как целостной эпохи в цепи других европейских эпох и XVIII века как смысловой сердцевины модернитета. Четвертая часть представляет собой фрагментарное собрание отдельных казусов и феноменов, которые выявляют жизнь культурных форм XVIII века и его «окрестностей». Исследование духовной форматуры века в ее статике и динамике стремится ответить на вопрос, что такое телеология культуры. Особое место в четвертой части уделяется немецкой философии культуры, которая впервые создает морфологию культуры и осознает ее возможности. В ряде случаев исследование выходит далеко за границы XVIII века, но остается в рамках своей темы: идейные казусы других эпох позволяют увидеть топологические изменения классических моделей; различить нормальные и деформированные состояния корневой культурной интуиции, что очень важно для решения задач, поставленных в этой книге.
В статье описывается методика исследования неглагольных средств выражения предшествования в функции актантов и предиката.
Исследование временных структур с участием именных средств предшествования в актантных группах проводится в двух плоскостях - синтаксической и семантической. С точки зрения синтаксиса темпоральные локализаторы рассматриваются на трех уровнях: на поверхностно-синтаксическом уровне (уровень высказывания), на уровне группы, который является промежуточным в нашем анализе и где с помощью трансформаций выявляются скрытые функции и значения темпоральной структуры, и на глубинносинтаксическом уровне, представляющем идеальную семантическую запись предложения. В основе данного анализа лежат принципы семантического синтаксиса, который проникает в глубинную структуру предложения и выявляет скрытые категории и значения.
При значительном внимании к проблемам темпоральности в языкознании вопросы, связанные с лингвистическим временем, не теряют своей актуальности. Это объясняется сложностью и разнообразием временных отношений, выражаемых в языке. При исследовании адъективных показателей предшествования во французском и русском языках автор придерживается функционального взгляда на языковое время как на двуплановую семантическую категорию (с планом выражения и планом содержания) и вместе с ней функционально-семантическое поле, объединяющее ядерные глагольные и периферийные неглагольные средства выражения данной категории.
В статье рассматриваются ключевые понятия прагмалинвистики и теории речевых актов. Автор описывает различные подходы к определению понятия пропозиция. Выделяются различные типы темпоральной пропозиции.
Представлен результат количественного и качественного анализа 473 статей крупнейшей областной газеты «Красное знамя» за период 1944-2010 гг., посвященных музеям и музейному делу Томской области. В результате определены и охарактеризованы основные этапы развития музейного дела на территории Томской области на протяжении XX в. - в начале XXI в.
Написанная для себя и для друзей книга филолога Александра Лифшица - пестрое собрание документальных историй - чаще смешных, иногда печальных, неизменно трогательных - оборачивается духовной автобиографией, события которой оживляются "памятью сердца" и необычайно острой "памятью рассудка". Рассказы расположены в алфавитном порядке, как в древних азбуковниках, передававших универсальное знание о мире и человеке, от А до Я.
Хадж, паломничество в Мекку, является одним из пяти столпов ислама. Хотя бы раз в жизни он обязателен для мусульман. Однако на протяжении многих лет советской власти догмат оставался невыполнимым. И только в 1944 г. «директивные органы» санкционировали поездку группы паломников в Мекку.
В статье рассматриваются механизмы освоения памятников и городской уличной скульптуры фольклорной традицией: присвоение им неофициальных названий, возникновение шутливых описаний, достраивание композиции памятников и т. п.
В XXI веке кардинально меняются роль и место труда как основного социального института. Казалось бы, труд – одно из основных условий существования и развития человеческого общества. И ничто не способно поколебать это устоявшееся представление. Однако особенности современной эпохи свидетельствуют о серьезных изменениях характера и содержания процесса труда. И эти изменения, о которых пойдет речь в нашей книге, совпадают с желанием современного человека освободиться от столь тяготивших его тенет труда. Что ждет человека, выросшего в цивилизации труда, убежденного, что труд – это одна из основных жизненных потребностей. Какие перспективы рисует нам информационная эпоха, что будет с трудом как с одним из видов человеческой деятельности? Эти и другие вопросы в центре внимания книги «Жизнь без труда или труд во спасение?» Сидориной Татьяны Юрьевны – известного российского исследователя в области философии культуры, социальной теории, социальной философии, доктора философских наук, ординарного профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.