• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Дополнительное профессиональное образование российских университетов: интеграция в международные рынки

Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 4. С. 612-631.

Введение: С развитием конкуренции университетов на международных образовательных рынках возрастает необходимость усиления ориентации предлагаемых ими программ на потребности глобальных компаний, расширения возможностей для приобретения слушателями востребованных квалификаций и навыков и соответствующей диверсификации образовательных программ. В числе возможных направлений увеличения, предлагаемого на экспорт, спектра образовательных услуг могут быть программы дополнительного профессионального образования (ДПО).

Материалы и методы: Изучение направлений и масштабов реализуемых для зарубежных слушателей программ ДПО проводилось на основе специализированного анкетирования. Информация агрегировалась по годам, направлениям подготовки, странам, стратегическим партнерам и количеству прошедших повышение квалификации или переподготовку, в том числе в форме стажировки. В опросе приняли участие 180 образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки РФ, а также члены консорциума приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». В составе базы исследования собраны предложения университетов по преодолению основных барьеров в развитии экспорта образовательных услуг.  Анализ корпоративного сегмента услуг ДПО для зарубежных рынков  осуществлялся на основе полуформализованных глубинных экспертных интервью. Исследование  состояния российского рынка ДПО выполнено по Открытым статистическим данных Минобрнауки РФ: Сведения об обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам за 2016 г. по форме № 1-ПК.

Результаты исследования: на основе собранной эмпирической базы исследования в статье выявляются основные участники экспорта программ ДПО, страновая структура и направления реализуемых программ на данном рынке в трехлетней динамике.

Установлено, что наиболее успешными провайдерами программ являются вузы, с одной стороны, предлагающие хорошо отработанное и востребованное обучение на российском рынке ДПО, а с другой – уже имеющие устойчивые партнерские связи со странами, направляющими для обучения слушателей по основным программам высшего образования.

Обсуждение и заключение: Рассматривается роль российских транснациональных корпораций в развитии и реализации университетами программ ДПО за рубежом в контексте продвижения российских технологий. Результаты исследования могут быть рекомендованы университетам для развития сегмента ДПО в международном контексте