• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Изменение потребительского поведения пенсионеров в условиях кризиса 2013–2016 гг

 Представлены результаты анализа потребительского поведения пенсионеров на данных РМЭЗ-ВШЭ за 2013–2016 гг. В качестве объекта исследования взяты домохозяйства разного социально-демографического типа, в состав которых входят пенсионеры. В исследовании использованы типологии домохозяйств, учитывающие их возраст и статус занятости. Выявлены изменения в период с 2013 по 2016 г. в потребительском поведении домохозяйств в зависимости от статуса занятости пенсионеров и наличия других лиц в домохозяйстве. Анализ потребительских расходов по типам домохозяйств включает: продукты питания, питание вне дома, алкогольные напитки, непродовольственные товары, услуги. В анализируемый период в домохозяйствах происходит увеличение доли расходов на питание и на услуги, тогда как доля расходов на непродовольственные товары снизилась. Выявлены различия в потребительских расходах в домохозяйствах, состоящих из пенсионеров. Наибольшие отличия в структуре расходов на питание наблюдаются между домохозяйствами с работающими пенсионерами и неработающими пенсионерами. Неработающие одинокие пенсионеры вынуждены экономить на наиболее важных продуктах питания. Можно говорить, что структура потребительских расходов домохозяйств пенсионеров меняется в зависимости от их статуса на рынке труда. Также отмечена важность трудовой активности лиц пожилого возраста. Среди них лучше адаптировались к кризисным условиям возрастные группы 55–59 и 60–64 лет, за счет работающих пенсионеров.