• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Диспозициональная эффективность: на пересечении диспозиционального и когнитивного подходов

В статье предлагается вариант сближения диспозиционального и социально-когнитивного подходов к изучению личности. Ключевым элементом диспозиционального подхода являются черты – индивидуальные мотивационно-поведенческие комплексы, позволяющие описывать и прогнозировать поведение индивида. Социально-когнитивные теории личности, напротив, постулируют ключевую роль ситуационных, контекстных, факторов. В этой связи вводится понятие диспозициональной эффективности, понимаемое как аспект черты, в соответствии с которым индивид идентифицирует то, как он реагировал на ситуации, релевантные проявлению данной черты. Предполагается, что диспозициональная эффективность в отдельных случаях может более адекватно, чем абстрактная черта личности, характеризовать поведение индивида, включая академическую успешность. 1030 студентов российского университета заполняли Big Five Inventory для измерения черт личности (пятифакторная модель), а также его модификацию, разработанную для измерения диспозициональной эффективности. Измерялись два вида академической успешность: семестровая успеваемость в университете и баллы ЕГЭ по русскому языку и математике. Черта личности и соответствующая диспозициональная эффективность были сильно связаны между собой, но различались по своим средним значениям для каждого из пяти факторов. Черты личности слабо, но значимо, коррелировали с показателями академической успеваемости. Диспозициональная эффективность воспроизводила эти корреляции, но размеры полученных эффектов были больше – за исключением связи добросовестности с успеваемостью в университете. В пяти случаях из семи черты личности производили непрямые эффекты на академическую успеваемость, опосредованные диспозициональной эффективностью. Таким образом, диспозициональная эффективность может опосредовать связь черты личности с внешним критерием. Теоретически, в сравнении с чертами личности, диспозициональная эффективность является более изменчивым конструктом, предполагающим научение личностным схемам поведения и идентификацию с ними. Как и черта личности, диспозициональная эффективность психометрически является продуктом автобиографической памяти. Дальнейшие исследования могут быть посвящены внутренней дифференциации черты личности как единицы анализа.