• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Отраженные установки на черты личности как предиктор успеваемости студентов

В работе предлагается понятие отраженной установки на черту личности, определяемое как мнение индивида о валентном (положительном/отрицательном) отношении значимых других к данной черте. В терминах пятифакторной теории личности (McCrae & Costa, 1996, 2013) этот конструкт рассматривается как частный случай метакогнитивных характерных адаптаций. Последние представляют собой «мысли о чертах» ― элемент структуры личности, предполагающий ее мониторинг со стороны индивида. На выборке в 1030 студентов университета изучалось то, насколько отраженная установка на черту способна предсказывать варьирование академической успеваемости ― при статистическом контроле соответствующей черты личности и других метакогнитивных характерных адаптаций. Исследование носило корреляционный характер. Измерялась Большая Пятерка черт личности и метакогнитивные характерные адаптации ― диспозиционная эффективность, установка на черту, отраженная черта и отраженная установка на черту. Измерялись показатели академической успешности: ЕГЭ по русскому языку и математике, семестровая успеваемость по дисциплинам специальности. Основные гипотезы тестировались средствами корреляционного и иерархического множественного регрессионного анализов. Обнаружено, что отраженные установки на доброжелательность, добросовестность и нейротизм могут вносить дополнительный вклад в объяснение академической успешности ― даже после статистического контроля соответствующей черты личности и прочих ее метакогнитивных характерных адаптаций. Автор утверждает, что специфика действия отраженных установок на черты может быть заключена в том, что индивид положительно реагирует на проявление этих черт среди других людей ― например, преподавателей, студентов. Это в целом может стать причиной формирования вокруг него соответствующей среды, в частности ― способствующей академическим достижениям студента.