• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

"Научное родительство”? Что волнует родителей и какими источниками информации они пользуются

Вопросы образования. 2018. № 2. С. 8-25.

Многие исследователи фиксируют, что доминирующей на сегодняшний день идеологией воспитания детей является интенсивное родительство. Одна из ключевых предпосылок, лежащих в основании этой идеологии, состоит в том, что родителю необходимо руководствоваться экспертным знанием в таких сферах, как развитие, воспитание, здоровье, образование ребёнка. В этом контексте в настоящее время активно развиваются образовательные программы для родителей и родительское самообразование. Однако недостаточно изучено то, отражаются ли требования идеологии интенсивного родительства в практиках самих родителей. Пользуются ли родители источниками экспертного знания о детях? В какие моменты больше всего нуждаются в информации о воспитании детей? В данной статье на данных онлайн-опроса матерей и отцов детей в возрасте от одного года до 12 лет мы рассматриваем то, как родители приобретают такого рода специализированные знания о воспитании детей: какими источниками информации они пользуются и кому доверяют, какие вопросы, связанными с детьми (образование, здоровье и др.), их волнуют. Мы показываем, что запрос на экспертное знание далеко не универсален. Несмотря на бум научно-популярной литературы и других источников экспертного знания, основанного на отсылках к “науке”, для родителей значимы традиционные источники знания о воспитании (друзья и родственники). Так, например, даже в вопросах лечения ребёнка своим родителям доверяет 40% матерей (70% доверяют врачам). Интенсивность обращений к разным источникам информации связана с возрастом ребенка: можно выделить пики «растерянности», связанные с определёнными этапами в жизни ребенка: первые полгода  жизни его жизни и период перед школой, между которыми возникают периоды относительного “затишья” (4-5 летний возраст ребёнка).