Статья
Спорт и модерн в России ХХ века
Статья известного немецкого исследователя советского спорта посвящена проблеме структурной взаимосвязи таких современных телесных практик, как спорт, с новым социальным качеством модерной эпохи. Вначале рассматриваются теоретические и исторические аспекты процесса спортизации повседневности в Новое время. Далее говорится о нормативном измерении нового спортивного тела, формировавшегося в рамках повседневных культурных практик — как официальных, так и неофициальных. В третьем разделе работы внимание исследователя сфокусировано на пространственном измерении массовой спортивной активности в СССР. В четвертой части анализируется параллельное развитие советского спорта и СМИ, обеспечивших эффективные каналы пропаганды желаемых телесных образов. Отдельный раздел статьи посвящен футболу. В частности, указывается на изначально амбивалентное отношение коммунистических властей к самой популярной командной игре, оказавшейся в центре острых спортивно-политических дискуссий в раннем Советском Союзе. Называются уникальные свойства футбола, сделавшие его самым популярным видом спорта. Далее обсуждается вопрос структурной взаимосвязи физической культуры и советской системы, ключевой для понимания феноменальных успехов социалистического спорта на международной арене в постсталинский период. В заключительной части обсуждается сочетание в российском варианте модернизации, начавшейся в начале ХХ века, инновационных и архаичных элементов, ограничивающих операциональность семантики понятия «модерн» применительно к эмпирическим исследованиям. Завершает статью призыв автора интенсифицировать изучение отдельных дисциплин и других организационных форм, в которых институционально в конкретных национальных условиях получает историческую реализацию глобальный феномен спорта.
Статья посвящена вопросу законодательного разграничения образовательной деятельности и спортивной подготовки в контексте изменений, внесенных в конце 2011 года в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», и разработки проекта нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Автор указывает на существующие, а также возможные пробелы и коллизии, дает предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в части регламентации спортивной подготовки.
Настоящее пособие предназначено для школьников, абитуриентов и студентов, имеющих знания по французскому языку, соответствующие уровню европейской классификации А2 - В1, и желающих подготовиться к сдаче ЕГЭ или других квалификационных экзаменов.
Пособие состоит из 2-х самостоятельных частей, построенных по тематическому принципу, но имеющих разную структуру. Тексты научно-популярного или социо-культурного характера составлены по материалам французских и российских печатных изданий и Интернет-ресурсов и отражают различные стороны современной жизни Франции и России.
Тексты I сопровождаются заданиями, направленными на выработку навыков извлечения значимой информации при определенных видах чтения:
- определение смысловой адекватности предложенных высказываний содержанию текста (vrai, faux, non mentionné);
- выбор одного ответа из нескольких предложенных (QCM);
- ответы на вопросы.
Тексты II подобраны таким образом, чтобы
- научить построению самостоятельного высказывания на заданную тему с формулированием собственной позиции;
- способствовать формированию навыка ведения диалогов и дискуссий в рамках изученной тематики;
- дать возможность провести сравнительный анализ различных аспектов жизни во Франции и России.
Тексты III дополняют и углубляют информацию, представленную в первой части и служат для отработки навыков письменного логически структурированного изложения содержания.
Практическая направленность пособия: тематическое разнообразие и актуальность текстов, наличие заданий, соответствующих формату квалификационных экзаменов, высокая степень повторяемости грамматических и лексических конструкций, - позволят активизировать коммуникативные навыки и успешно подготовиться к экзаменам.
Цель пособия – развитие навыков изучающего, ознакомительного и просмотрового чтения; активизация устной речи с опорой на чтение, обучение основным приемам краткого изложения содержания одного (résumé, compte-rendu) или нескольких (synthèse) текстов.
Пособие может быть использовано для работы в аудитории под руководством преподавателя, в виде заданий для внеаудиторных самостоятельных занятий.
Cборник статей “Новая имперская история постсоветского пространства” является результатом пятилетней работы редакционного коллектива международного журнала Ab Imperio и открывает книжную серию “Библиотека журнала Ab Imperio”. Редакторы и авторы сборника обращаются к актуальной сегодня теме империи, обозначая современное состояние исследований по истории национализма и многонационального общества в Российской империи и Советском Союзе и описывая перспективы дальнейшего научного поиска с помощью формулы “Новая имперская история”, в которой империя рассматривается как исследовательская ситуация, а не структура, проблема, а не диагноз. Первая часть сборника посвящена проблеме “биографии исследователя как историографическому фактору” и призвана ответить на вопрос: как личный опыт влияет на профессиональный, и что помогает исследователям “увидеть” империю. Вторая часть фиксирует эпистемологическую ситуацию, в которой развивается новая имперская история: исчезновение четкой общепризнанной иерархии масштабов анализа и “единиц измерения”. Третья часть сборника отдана “микроисторическим” исследованиям отдельных регионов, приграничных территорий, национальностей, пересматривающим представление об унифицированном пространстве империи. В четвертой части общеимперское пространство рассматривается как сеть социальных и культурных взаимодействий различных социальных и этнических групп, а история отдельных регионов, пограничных территорий и национальностей описывается в многонациональном имперском окружении. Авторы сборника – исследователи из России, Украины, США, Канады, Великобритании, Германии и Японии – посвящают эту книгу патриарху имперских исследований России профессору Сеймуру Беккеру, которому в 2004 г. исполняется 70 лет.
Рассматриваются актуальные для спортивной и педагогической психологии проблемы динамики и формирования адекватной мотивации юных спортсменов на ранних этапах их карьеры.
В работе объясняется поведение отдельных бюро в условиях тоталитарной диктатуры советского типа при наличии командной экономики. Доказано, что плановые показатели в советской экономике устанавливались в результате закулисных переговоров различных заинтересованных сторон. Таким образом, бюрократы, как рациональные экономические агенты, минимизирующие риск и усилия, должны быть заинтересованы в снижении плановых показателей, тем не менее, в ряде случаев наблюдалось их повышение. В качестве примеров поведения подобного рода можно привести массовые репрессии в тоталитарных диктатурах, а также излишняя эксплуатация административного ресурса на выборах в квази-демократических режимах с популярным лидером. В данной работе мы приводим простую координационную модель взаимодействия диктатора с подчиненными ему бюрократами, которая позволит объяснить данную парадоксальную ситуацию.
История науки неотделима от истории общества. В XX веке социальные потрясения повлияли на развитие гуманитарных наук. В этом отношении жизнь Афанасия Матвеевича Селищева демонстрирует удивительный пример того, как кабинетный учёный пытался встать вне политики, но разрушительная сила эпохи взломала его замкнутый мир.
В статье характеризуются различные теоретические подходы к изучению процессов модернизации: функционализм, неомарксизм, неовеберианство. Рассмотрен анализ социальных институтов общества модерна в работах Э. Гидденса и Н. Музелиса. Подчеркивается значение теории множественности модернов для исследований советской системы.
В статье рассматривается место и роль органов государственной власти в осуществлении массовой операции по приказу № 00447. Их отстранение органами НКВД от организации очередного этапа террора породило стратегии "свиты". Прокуратура, отделы найма и увольнения, избирательные комиссии старались выработать свои способы адаптации, некоторые из которых позволили взять реванш у НКВД с окончанием массовых операций.
Статья посвящена неразработанной проблеме севернопричерноморской эпиграфики — ранневизантийской палеографии региона. На основании всех известных памятников автор выделяет две региональные школы: херсонскую и боспорскую, и анализирует их эволюцию. Результаты анализа могут стать основанием для палеографической датировки новых надписей.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Статья посвящена критике двух работ, претендующих на то, чтобы стать введением в агиографию: выпущенного издательством ПСТГУ курса лекций Е. Н. Никулиной по предмету «Агиология», а также опубликованной издательством «AXIOMA» книги В. М. Лурье «Введение в критическую агиографию». На ряде мест показывается научная несостоятельность обеих работ.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.