?
Индивидуальный стиль принятия решений руководителей медицинских организаций в перспективе оценки управленческого потенциала
При оценке управленческого потенциала руководителей любых организаций необходимо учитывать личностные характеристики руководителя, в частности стиль принятия решений. Врач в профессиональной деятельности многократно принимает клинические решения по лечению пациентов, и в результате этого опыта у специалиста складывается индивидуальный стиль принятия решений, определяющий также и индивидуальные особенности врача как руководителя.
Цель исследования -- оценить управленческий потенциал руководителей медицинских организаций Томской области на основе изучения их стилей принятия решений. Определение стиля принятия решений проведено на основании методики А. Роу, широко используемой в различных сферах деятельности. Для выявления стиля принятия управленческих решений было опрошено 1097 респондентов – врачей, в числе которых главные врачи составили 4,8%; заместители главного врача – 10,1%; заведующие отделениями – 11,9%. Стили принятия решений у руководителей разного управленческого уровня различаются. Наиболее часто у главных врачей в качестве доминирующего выступает аналитический стиль, второе место по частоте доминирования после аналитического занимает концептуальный стиль.
У самой многочисленной когорты из числа заместителей главных врачей доминирующим также являлся аналитический, но второе место в рейтинге доминирующих стилей занимает у них не концептуальный, а директивный.
В целом, по мере продвижения вниз по административной лестнице доля руководителей с доминирующим концептуальным стилем снижается, причём растёт доля тех, кто в принятии решений ориентирован на индивидуальные (авторитарные) процессы, а также тех, кто ориентирован на отношения с людьми в большей мере, чем на решение поставленных задач. Возможности трансформации индивидуального стиля принятия решений не безграничны и требуют осознанных усилий, что ставит перед руководителями медицинских организаций сложную задачу при оценке управленческого потенциала для формирования и подготовки долгосрочного кадрового резерва.