Статья
Mathematical Knowledge: Intuition, Visualization, and Understanding
«Лекции об оправдании» были прочитаны Джоном Генри Ньюменом, одним из лидеров Трак - тарианского движения, в 1837 г. в Оксфорде, а затем опубликованы в 1838 г. В данной серии лекций раскрывается учение Ньюмена о «срединном пути» Англиканской церкви, которая в рамках своего вероучения призвана пройти между крайностями папизма и популярного протестантизма. Предлагаемая читателю десятая лекция посвящена анализу взаимосвязи между верой и оправданием в вероучениях протестантизма и англиканства. Автор критику - ет популярную протестантскую доктрину об оправдании одной верой, которая пренебрегает значением таинств церкви в деле спасения человека. В лекции предлагается истолкование веры как одного из орудий оправдания, которое оправдывает только крещения, а не перед ним. Автор последовательно обосновывает свою позицию, опираясь на тексты гомилий Ан - гликанской церкви и Библии.
В данной статье кратко описывается интеллектуальный контекст, в котором возникла лекция «О предназначении оправдывающей веры» Джона Генри Ньюмена. Ньюмен — выдающийся английский теолог, писатель и философ, оказавший огромное влияние на развитие Англиканской и Римско-католической церквей в XIX-ом и XX-ом веках. Именно Ньюмен стал одним из лидеров так называемого Трактарианского движения. Трактарианцы предложили радикальное переосмысление отношения Англиканской церкви и других вселенских церквей. Самым известным выражением этого переосмысления стала теория ветвей (branch theory), в рамках которой Англиканская церковь является одной их трех ветвей единой вселенской Церкви на ряду с Римско-католической и Православной церквями. В «Лекциях об оправдании» Ньюмен раскрывает свою идею via media, стремясь продемонстрировать специфику Англиканской церкви и её отличие, прежде всего, от протестантизма. Лекция «О предназначении оправдывающей веры» является в этом смысле весьма характерным примером проведения позиции среднего пути.
рассмотрены логические особенности рассуждений в области права применительно к трем базовым концепциям теории права: юснатурализму, нормативизму, социологической теории и обоснован тезис о том, что логическая валидность служит моделью правового суждения и легитимации юридического решения. Логическая модель правового рассуждения не является его правовым обоснованием, она лишь описывает процедуру рассуждения, выявляя внутренние логические связи между его структурными элементами.
When the traditional distinction between a mathematical concept and a mathematical intuition is tested against examples taken from the real history of mathematics one can observe the following interesting phenomena. First, there are multiple examples where concepts and intuitions don’t well fit together; some of these examples can be described as “poorly conceptualised intuitions” while some other can be described as “poorly intuited concepts”. Second, the historical development of mathematics involves two kinds of corresponding processes: poorly conceptualised intuitions are further conceptualised while poorly intuited concepts are further intuited. In this paper I study this latter process in mathematics of 20th century and, more specifically, show the roles of Set theory and Category theory in this process. I use this material for defending the following claims: (1) mathematical intuitions are a subject to historical development just like mathematical concepts; (2) mathematical intuitions continue to play its traditional role in today’s mathematics and will plausibly do so in the foreseeable future. This second claim implies that the popular view according to which modern mathematical concepts unlike their more traditional predecessors cannot be directly intuited is not justified.