?
Судебная реформа в Польше: аналитический обзор заключения, принятого Венецианской комиссией на 113-ом пленарном заседании в отношении Польши
Статья продолжает серию аналитических обзоров, принимаемых на заседаниях Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии). В настоящей статье анализируется принятое на 113-ой Пленарной сессии заключение CDL-(2017)036 в отношении Польши, подготовленного в связи с проведением в данном государстве масштабной судебной реформы. Рассмотрение и принятие заключения проходило в дискуссионном ключе, что обусловлено целым рядом спорных моментов реформы. Так, Венецианская комиссия пришла к однозначному выводу о политизации Национального совета судебной власти – высшего органа судейского сообщества в Польше. Политизации, в частности, способствует порядок формирования данного органа, предполагающий чрезмерное участие Парламента. Также польский законодатель предполагает создать в Верховном суде две новые палаты – Чрезвычайную и Дисциплинарную. При этом юридическое положение этих структурных подразделений спровоцировало критику Венецианской комиссии, вызванную очевидным несоответствием статуса данных палат как международным стандартам, так и теории процессуального права. Наконец, Венецианская комиссия подробно рассмотрела польские законопроекты на предмет обеспечения независимости судей и пришла к неутешительному выводу о грубом несоблюдении данного принципа. На независимость, в частности, негативно влияют сверхполномочия председателей судов в отношении судей. При этом сами председатели судов также находятся в уязвимом положении, польские законопроекты рассматривают их как своего рода чиновников, курируемых Министерством юстиции. Значительное внимание в аналитической статье уделено поиску параллелей с российским законодательством о судебной системе и статусе судей. Делаются выводы, что целый ряд проблем для Польши и России является схожим.