?
Формирование единого рынка услуг в ЕАЭС: возможности и ограничения
В статье рассматриваются основные этапы формирования единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Анализируется правовая основа регулирования сферы услуг ЕАЭС, динамика изменения объема торговли услугами между членами ЕАЭС, определяются проблемы на пути развития торговли услугами между участниками объединения. Сложность формирования единого рынка услуг обусловлена тем, что за годы независимости государства ЕАЭС создавали свое национальное законодательство со множеством особенностей и требованиями к рынкам услуг. Ситуация усложняется и тем, что страны проводили собственную, несогласованную политику по присоединению к ВТО. В результате секторальный охват по обязательствам, их глубина разнятся в зависимости от страны. Эффективное урегулирование подобных проблем предполагает постепенное пропорциональное сокращение национальных изъятий государств-членов объединения. Внешнеторговое взаимодействие стран ЕАЭС в торговле услугами остается относительно невысоким. Страны подготовили проект Правил регулирования торговли услугами, учреждения и деятельности, который позволит структурировать лицензионно-разрешительную и уведомительную систему, сделав ее более прозрачной и понятной, снизить административную и финансовую нагрузку с компетентных органов и бизнеса стран Союза. Ожидается, что применение Правил на практике повлияет на снижение стоимости услуг и товаров для населения стран-участниц ЕАЭС. Авторы приходят к выводу, что за последние несколько лет страны-участницы ЕАЭС проделали беспрецедентный и амбициозный путь вперед по формированию единого рынка в области регулирования. Вместе с тем еще многое предстоит сделать в части практической реализации предлагаемых мер, что невозможно без должного функционирования институтов, снижения взаимных технических и административных барьеров и благоприятного инвестиционного климата в экономиках стран-участниц.