• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Эволюция политических взглядов П.П. Сувчинского и евразийство 1920-х годов

Философские науки. 2017. № 11. С. 108-127.

Статья посвящена эволюции политических взглядов П.П. Сувчинского в период его участия в евразийском движении 1920-х гг. Особо исследуется роль Сувчинского в «кламарском расколе»: распад евразийского движения был связан не столько с организационными, сколько с идейными противоречиями. Обособление левого евразийства стало возможно благодаря радикализации доевразийских идей Сувчинского с одновременным отстранением от подчеркнутой роли религии, которое прежде сближало его с Н.С. Трубецким и П.Н. Савицким. Кроме того, произошел уход от проблемы «Востока», поскольку Сувчинский реанимировал свой интерес к «Западу». В отличие от «правых евразийцев» он следовал мысли, что евразийство «не дано, а задано», что оно представляет собой живую идею, раскрывающую себя во времени, а не набор основных догм раннего евразийства 1920-х гг. Началось то, что Н.С. Трубецкой впоследствии назвал «эстетизацией» политической позиции, использованием идей как палитры для собственного творчества. Идеология перестала восприниматься Сувчинским в «идеократическом» духе: как строгая система идей, доминирующая над практикой; автор стал апеллировать к историческому контексту развития идеологии. Подобное желание привело к первичному признанию status quo в СССР. В статье особо подчеркивается, что «левая», просоветская проблематика, отстаиваемая Сувчинским, в первой половине 1930-х гг. возобладала и в «правом» евразийстве.