Статья
Революция, или Безумие в облике истины
Хорошо образованные люди, как правило, принимают то положение, что мир ду- ален, что он двойствен, что есть добро и зло, свет и тьма, Ормузд и Ариман. Бог и Са- тана, Христос и антихрист, святые и злые духи, необходимость и случайность, Восток и Запад, право и лево и т.д. Но почему-то все уверены со времен Гегеля, а может, и Де- карта, что мировая история имеет разумный план, что существует только тот человек, который мыслит и что Мировой Разум господствует в истории и то, что нам кажется злом, есть лишь преходящий исторический момент. Однако безумие как антитезу Раз- ума не рассматривает практически никто, хотя о безумии написано немало работ. Но везде безумие трактуется как некая флуктуация, некая случайность. Но если учесть, что по диалектическому закону случайность равноправна необходимости, нельзя ли и Безумие вставить в этот диалектический ряд, как полноценную антитезу Разума.
Споры о причинах и о характере Русской революции, которым посвящена данная рубрика Форума, начались непосредственно после свержения царя и продолжа- ются до сих пор. Казалось бы, что ничего необычного в этом нет. Ведь споры о Великой французской революции длятся намного дольше, и конца им не видно. Однако между французской и русской революцией существует одно принципи- альное различие: революционный цикл завершился во Франции после 25 лет, т.е. в течение одного поколения, реставрацией. В России же свидетелями революци- онного цикла стало несколько поколений. Ни одна из европейских революций не удержалась у власти так долго, как большевистская, ни одна не пустила таких глубоких корней. Но была ли победа большевиков в октябре 1917 г. чем-то неиз- бежным? Являлся ли большевистский переворот логическим завершением «Февраля»? Так считают многие аналитики, которые упоминаются в статьях этой рубрики и которым я хотел бы в этом кратком вступлении уделить некоторое внимание.
Статья посвящена анализу официальных политических решений, связанных с подготовкой к столетию революции 1917 года в России. На основе официальных документов, публичных выступлений политиков и материалов СМИ прослеживается эволюция подходов властвующей элиты постсоветской России к переосмыслению «мифа основания» советского государства и вписыванию его в новый исторический нарратив.
Ключевые слова. Политика памяти, символическая политика государства, официальный исторический нарратив, коммеморация, революция 1917 года в России, Великая российская революция.
«Русская весна» 1917 г. принесла в страну революцию. И это – не поэтическая метафора. Кто-то может увидеть своего рода моду в таком эпитете, если вспом- нит «Пражскую весну» 1968 г. или даже современные события на арабском Во- стоке, которые журналисты любят называть «арабской весной». Однако тексты времени первой русской революции столетней давности обнаруживают, что со- бытия в Петрограде и Москве современники называли «мартовской революци- ей», несмотря на столетнюю привычку учебной литературы в СССР, а затем в России, именовать ее «февральской».
В сттаье показано, что весной 1917 г. в России были условия для реализации либеральной концепции взаимоотношений власти и организованной в добровольные ассоциации общественности.
В глазах многих современников и историков российской Гражданской войны Белое движение было делом прежних имперских элит, не понявших и не принявших революцию. Белые желали вернуть прежнюю Россию. Это подчеркивал и возвышенный цветаевский образ «белогвардейской рати святой», и совсем не поэтичная белая «контрреволюция», о которой писали советские историки. Но к чему в действительности стремились белые правительства? Как белые управляли подконтрольной им территорией и мобилизовывали свои армии? Как население относилось к белым правительствам и к экспедиционным отрядам Антанты, выступившим в поддержку белых? И почему жители российских окраин нередко воевали вместе с белыми против большевиков? Исследование Людмилы Новиковой, посвященное истории антибольшевистской Северной области, — попытка дать ответы на эти вопросы. Основанная на материалах российских и зарубежных архивов, книга обращает главное внимание на политические парадоксы Белого движения, а также на провинциальный контекст белой борьбы, который в значительной мере определил ход и исход российской Гражданской войны.
Работа посвящена интерпретации восприятия революции в романе «Доктор Живаго» Бориса Пастернака рецензентами редколлегии журнала «Новый мир». На материале газет февраля-марта 1917 года предлагается объяснение одной из ключевых оценочных реплик центрального героя романа.
This volume presents a series of essays from leading international scholars that expand our understanding of the Russian Revolution through the detailed study of specific localities. Answering the important question of how locality affected the revolutionary experience, these essays provide regional snapshots from across Russia that highlight important themes of the revolution. Drawing on new empirical research from local archives, the authors contribute to the larger historiographic debates on the social and political meaning of the Russian revolution as well as the nature of the Russian state. Russia’s Revolution in Regional Perspective highlights several important themes of the period that are reflected in this volume: a multitudinal state, the fluidity of party politics, the importance of violence as an historical agent, individual experiences, and the importance of economics and social forces. We reconceptualize developments in Russia between 1914 and 1922 as a kaleidoscopic process whose dynamic was not solely determined in the capitals.
В сборнике представлены материалы Международной научной конференции, приуроченной к столетию Великой российской революции 1917 года. Основное внимание уделено экономическому положению России накануне и в годы революции, политическому кризису и трансформации властных институтов, деятельности партий и общественых организаций, национальным движения, культурной и духоновй жизни российского общества, проблема историографии революции и исторической памтяи о ней. Среди авторов - ученые из академических учреждений и вузов Москвы, С.-Петербуга и других регионов России, сотрудники ведущих отечественных музеев и архивохранилищ, иностранные исследователи из 20 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Данная статья основана на поэтическом наследии известного русского историка А.Н.Савина. На протяжении многих лет он писал стихотворения и вел дневник университетских дел. Опираясь на эти источники, была сделана попытка реконструировать и проанализировать восприятие историком событий революций 1917 г. и общей атмосферы тех лет.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.