• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Источниковедческие подходы к изучению популярной музыкальной культуры США и Великобритании ХХ в.

В статье рассмотрена специфика аудиовизуальных исторических источников в контексте изучения популярной музыкальной культуры США и Великобритании ХХ в., а также описаны основные этапы их источниковедческого анализа. Понимание особенностей аудиовизуальных источников и популярной музыки, выработанное в рамках современных направлений гуманитарной науки (прежде всего, audiovisual studies и popular music studies), задает общую рамку источниковедческого анализа популярной музыкальной культуры. На общем уровне, популярная музыка изучается как сложный комплекс — текст песни, музыкальная форма, способы производства и записи музыки в равной степени являются ее составляющими. Анализ популярной музыки должен учитывать все эти элементы. Отказавшись от изучения исключительно письменных источников — партитур, нотных переложений и транскриптов, — исследователи значительно расширили эмпирическую базу: от аудио-источников и записей концертных выступлений до музыкальных артефактов (одежда, музыкальные инструменты, носители) и непосредственно музыкальных клубов или рекорд-студий. Соответственно, «язык» аудиовизуальных источников обусловлен особенностями производства, презентации и распространения музыкальной продукции в культурной индустрии. В качестве примера автор рассматривает специфику музыкальной индустрии и культуры в США и Великобритании в ХХ в., отдельно останавливаясь на звукозаписи, музыкальных медиа и каналах дистрибуции музыки в данных странах. Наконец, в статье выделяется несколько этапов источниковедческого анализа популярной музыки: сбор общей информации об источнике (история создания источника; структура источника; элементы авторского стиля; авторство источника; особенности записи источника; социокультурный контекст создания источника; общая информация о рецепции современников; формы и каналы дистрибуции); жанровые характеристики источника; анализ «содержания» источника (текста песни/песен; характеристика музыкальной составляющей); анализ презентации (художественное оформление; стиль живого представления; антураж); анализ аудитории (состав аудитории; особенностей рецепции).