?
Имя Нестория как символ и вопрос его почитания в восточносирийской традиции христианства
Символ. Журнал христианской культуры. 2009. Т. 55. С. 257-286.
Имя константинопольского епископа Нестория, вокруг которого в 431 г. разгорелся «вселенский скандал»1, вскоре стало служить символом, определяющим разные позиции в церковно-политическом и вероучительном контекстах, и оставалось таким символом на протяжении всей последующей истории, вплоть до наших дней.
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Селезнев Н. Н., Религиоведение 2006 № 3 С. 16-27
Книга Гераклида: Находясь в ссылке, Несторий составил апологию, надписав ее, с целью уберечь от сожжения, именем Гераклида Дамасского. Это сочинение, еще известное Евагрию Схоластику (536-594), в оригинале до нас не дошло, однако оно сохранилось в традиции сирийского Востока в сирийском переводе. ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Волшебная гора 2006 Т. XII С. 66-82
Христология Нестория была продолжением традиции богословия Антиохийской школы. После дискредитации антиохийской традиции в греко-римском мiре, выразившейся в осуждении Нестория на Эфесском и Халкидонском соборах (соответственно 431 и 451 гг.), а также осуждении учителя Нестория Феодора Мопсуестийского на соборе в Константинополе в 553 г. при императоре Юстиниане, она сохранилась только в русле традиции Церкви Востока, кафедры ...
Добавлено: 8 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Волшебная гора 2005 Т. XI С. 72-76
О проникиовении на восток уйгурского христианства свидетельствуют среди прочего обнаруженные в 1941 и 1983/4 гг. в 350 км. к севера-востоку от Пекина и в юго-восточной провинции Китая Фу-цзянь христианские надгробья, датирующиеся 1253 и 1331 гг. РХ с надписями на сирийском и уйгурском языках. Ещё одно свидетельство: во время монгольского владычества, в 1280 г., было организовано ...
Добавлено: 4 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Точки 2010 Т. 9 № 3-4 С. 9-48
Толкование в целом складывается из обычного для данного жанра последовательного набора указаний на символический характер того или иного литургического действия, соответственно ходу литургии. Библейские события, богословские утверждения, эсхатологические образы — таково, в основном, содержание этих символических указаний. В заключительной части своего произведения Бар Зō‘бӣ подобным образом вкратце описывает устройство храма, каждая часть которого также имеет ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Исторический вестник 2017 № 20 С. 294-307
Особенное внимание в настоящей публикации уделяется части седьмого раздела «Собеседований», посвященной отношениям христиан и мусульман. После вводной статьи вниманию читателей предлагается русский перевод этой части. ...
Добавлено: 11 октября 2017 г.
Терпелюк А. А., М. : Изд-во АЦВ, 2009
The present critical edition of the Martyrdom of Cyriacus and Julitta is based on the MS of the Vаtican Library, Syriac 161 (its facsimile reproduction was issued by the Bibliotheca Apostolica Vаticana together with Brighаm Young University) and on the text of the Martyrdom edited by P. Bedjan (Acta Martyrum et Sanctorum III). The latter was ...
Добавлено: 14 октября 2017 г.
М. : РАНХиГС, 2015
Главная тема для настоящего выпуска — государства и межконфессиональные связи на христианском Востоке. О том, что христианства не безразлично отношение к государственности, известно уже с первых страниц Евангелия. Евангелисты указывают, что Иисус родился «во дни царя Ирода» и что святое семейство подчинилось повелению «от кесаря Августа» о переписи. Политика Римской империи во многом определяла судьбы ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.
Притула А. Д., СПб. : Издательство Государственного Эрмитажа, 2014
Книга представляет собой издание средневековых христианских восточносирийских (несторианских) гимнов сборника Вардā, многие из которых публикуются впервые. В издании использованы основные списки этого крупнейшего сироязычного собрания литургической поэзии. Публикация текстов предваряется исследованием, рассматривающим текстологические, литературные особенности памятника, его место в восточнохристианской традиции. Издание предназначено как для специалистов, так и для всех интересующихся средневековой литературой. ...
Добавлено: 14 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Էջմիածին [Эчмиадзин] 2016 No. 5 P. 9-23
БАВВАЙ ВЕЛИКИЙ (Баввай Раббā) (ок. 550 – ок. 628) – ключевая фигура в истории формирования вероучения Церкви Востока (см. Ассирийская Церковь Востока). Был настоятелем видного центра восточносирийской учености – монастыря на горе Изла, расп. к востоку от Нисивина. В 609–628, когда шах Хосров II под влиянием своего врача, представителя западносирийской Церкви, Гавриила Шингарского, запретил избирать ...
Добавлено: 7 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Էջմիածին [Эчмиадзин] 2015 No. 5 P. 19-48
Данная публикация — это приглашение к знакомству с древнейшей традицией христианской мысли, представленной такими именами как первый сирийский церковный писатель Афраат, всемирно известный своими аскетическими трудами, но мало известный как богослов Ефрем Сирин, Баввай, осуществивший богословский синтез, сопоставимый по значимости со сводом Иоанна Дамаскина, митрополит Нисивина Мар Авдишо, написавший знаменитую "Жемчужину". ...
Добавлено: 8 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Символ. Журнал христианской культуры 2009 Т. 55 С. 389-395
Католикос-Патриарх Илия III, известный также под своим мiрским именем ʼАбу Халим ибн ал-Хадиси родился в г. Маййафарикин (совр. Сильван в Турции) в 1108 году, был митрополитом Нисивинским, затем, с 25 января 1176 года (3-го воскресенья по Богоявлению 1487 года эры греков и 571 года хиджры), – Католикос-Патриарх Церкви Востока. Службу его патриаршего поставления возглавил митрополит пользовавшейся особым ...
Добавлено: 8 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Էջմիածին [Эчмиадзин] 2015 No. 12 P. 24-54
На армянском языке: Селезнев, Николай. Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных материалов истории вероучения. Диодор Тарсский. Феодор Мопсуестийский. Мар Нарсай. Несторий (часть 2) / пер. архим. Шаге Ананяна и диак. Цолака Харутюняна // «Эчмиадзин». Эчмиадзин, 2015. №12. С. 24–54. ...
Добавлено: 8 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., История философии 2011 № 16 С. 265-280
Энциклопедическое сочинение арабоязычного коптского автора XIII в. Ал‑Му’тамана Ибн ал-‘Ассāля «Mağmū‘ uṣūl ad-dīn wa-masmū‘ maḥṣūl al-yaqīn» – «Свод основ религии и внятная суть достоверного знания» – в восьмой главе содержит выдержку из «сочинения Ибн аï-Ṭаййиба, несторианина, с перечислением [различных] мнений людей о единстве и их доводов». Настоящая статья представляет собой источниковедческое исследование, рассматривающее использование коптскими книжниками ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., М. : Грифон, 2018
«Книга общности веры» (араб. Kitāb iǧtimā‘ al-amāna) — произведение, созданное в средневековой Сирии в эпоху расцвета арабской культуры. Предложив свое видение главных вероучительных положений основных сообществ христианского Востока и принятых у них обычаев, автор трактата приходит к выводу, что между ними нет противоречия, которое делало бы их разделение непреодолимым, и что к противостоянию их побуждает ...
Добавлено: 25 февраля 2018 г.
Селезнев Н. Н., Волшебная гора 2006 Т. XII С. 181-186
Рассказ «старца Марка» может отражать движение на Восток «древлей церкви», Церкви Востока, католикос которой был в курдских горах, практически недоступен, к тому же, азиатские христиане вряд ли разбирались в тонкостях истории многочисленных уний и разрывов, происходивших в среде этой Церкви с середины XVI века. Беглые же старообрядцы, столкнувшись в Азии с «асирскими христианами», подхватили их ...
Добавлено: 4 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Востоковедение. Африканистика 2011 № 2 С. 221-231
Традиция сиро-палестинских мелькитов проявилась в истории восточного христианства тем, что сформировала своеобразный тип письма и создала на языке палестинских христиан-арамеев, бывших идейно-политическими сторонниками Византии, письменные памятники, в наше время привлекающие пристальное внимание исследователей. Вместе с тем, эта традиция не сохранилась, растворившись в арабоязычном христианстве. Данная статья представляет собой исторический анализ причин становления и исчезновения этой ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2010 Т. 11 № 3 С. 28-38
В работах русских историков, посвященных истории старообрядчества, часто встречается ссылка на средневековое сочинение «Илии Гевери, несторианского митрополита», в котором содержится сообщение об использовании «мелькитами» двуперстия при совершении крестного знамения. Между тем, указанное произведение известно в двух редакциях, и в одной из них автором трактата назван ‘Али ибн Давуд ал-Арфади. Настоящая статья представляет собой источниковедческое исследование, ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Точки 2012 Т. 11 № 1-4 С. 415-424
Аугсбургский медик и натуралист Леонхарт Раувольф (1535–1596) известен широкому кругу читателей в основном как первый европеец, сообщивший о существовании кофе. О приготовлении и употреблении этого напитка он рассказал в записках о своих путешествиях по странам Леванта и Месопотамии – «Aigentliche Beschreibung der Raiß, so er vor diser Zeit gegen Auffgang inn die Morgenländer»1. Это путешествие ...
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика 2015 № 4 С. 57-65
«Книга собеседований» (Китāб ал-маджāлис) Илии Нисивинского представляет собой примечательный памятник арабо-христианской письменности XI в., по сей день ожидающий своего полного критического издания. Его содержание составляет литературно обработанную запись бесед митрополита Илии (975–1046) с его мусульманским собеседником, везиром Абу-л-Касимом ал-Хусайном ибн ʿАли ал-Магриби (981–1027). Это произведение свидетельствует об интеллектуальных связях между представителями разных религиозных традиций средневековой арабской ...
Добавлено: 1 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Символ. Журнал христианской культуры 2010 Т. 58 С. 34-87
Сочинение «Книга общности веры» (Kitāb iǧtimāʿ al-amāna) имеет своей целью примирение трех основных христианских конфессий, представленных в сирийской культуре: восточносирийских христиан (так называемых несториан), представителей западносирийской традиции (так называемых яковитов) и принадлежавших к византийской ортодоксии (так называемых мелькитов). По мнению автора трактата, если согласие будет достигнуто между этими направлениями, оно распространится и на другие, второстепенные, ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Государство, религия, церковь в России и за рубежом 2010 № 3 С. 151-156
Энциклопедическое сочинение коптского автора XIII в. Му’тамана Ибн ал-‘Ассāля Mağmū‘ uṣūl ad-dīn wa-masmū‘ maḥṣūl al-yaqīn – «Свод основ религии и внятная суть достоверного знания» – в восьмой главе содержит выдержку из трактата «священника достойного Назифа ибн Йумна, врача багдадского, мелькита (да будет доволен им Бог!) – раздел из целого трактата о единстве, в котором он утверждал, ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Символ. Журнал христианской культуры 2012 Т. 61 С. 280-300
В статье Н.Н. Селезнева предлагается обзор сирийских и арабских источников, сообщающих о дипломатической миссии католикоса Церкви Востока Ӣшōʿйава II к императору Ираклию, предпринятой по инициативе персидских властей. С опорой на собранные свидетельства автор анализирует последствия имевшего место в Алеппо «общения Церквей» в контексте объединительной церковной политики византийского императора и Константинопольского патриарха, основанной на исповедании «единой ...
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2012 Т. 42 № 4 С. 123-124
Представленное издание – обширный и прекрасно структурированный библиографический справочник по сирийской мистико-аскетической письменности, охватывающий издания письменных памятников, их переводы и посвященные данной теме научные работы на европейских, русском и арабском языках. Справочник состоит из трех частей: введения, собственно библиографии (состоящей из двух разделов: в первом представлены публикации общего характера; второй же, основной, раздел, организован по ...
Добавлено: 7 октября 2017 г.