Статья
Effects of tDCS over Broca's area coupled with linguistic training are not specific to language
Navigated repetitive transcranial magnetic stimulation in stroke rehabilitation (randomize double-blind sham-controlled study)
The study was aimed at examination of processing lexical-semantic information in Russian healthy individuals and aphasic patients grouped using aphasia diagnosis and lesion localization.
The problem of functional localization in the brain is one of the most fundamental in neuroscience. For this problem two opposite ideologies: "modular" versus "holistic" nature of the brain also known as "localism" and "holism" have been discussed for a long time (Flourens 1825; Luria 1967). The debate in favor of one or another ideology still can be traced at all methodological levels - from a cell to a system. In this opinion paper we want to raise a question - what is nowadays meant by mapping of the brain? In addition we want to highlight the necessity of being aware of occasionally occurring discontinuity in the research at different methodological scales.
Латерализация речевой функции – один из актуальных вопросов современной нейролингвистики. Настоящее исследование направлено на изучение корреляции между латерализацией речи в головном мозге и такими факторами, как степень рукости, семейное левшество и организация мозолистого тела. В исследовании были собраны данные функционального речевого локалайзера и диффузионной МРТ, а также информация о рукости и семейном левшестве 50 здоровых носителей русского языка. Результаты показали, что латерализация речи в мозге связана с объемом и фракционной анизотропией мозолистого тела и степенью рукости человека, а именно у правшей с высокой степенью рукости, а также у людей с бóльшими размерами и большей фракционной анизотропией мозолистого тела будет наблюдаться более сильная левополушарная связанная с языком активность в мозге.
Представлен междисциплинарный подход к проблеме организации ментального лексикона человека. Анализируются психолингвистические модели визуального распознавания слов, а также нейробиологические механизмы чтения. Дан обзор базовых нейролингвистических тем, таких как структура и функционирование центральной нервной системы, организация памяти, модели ментального лексикона и лексического доступа, электрофизиологический подход к исследованию речи и языка, классификация и типы афазий, генетические нарушения языка (SLI) и чтения (дислексия) и пр. Описаны результаты четырёх экспериментов.
Предназначена для широкого круга учёных (лингвистов, нейрофизиологов, психологов, специалистов по искусственному интеллекту, философов), работа которых связана с изучением мозга и познавательных возможностей человека.
The terms "anodal" and "cathodal" are widely used to describe transcranial direct current stimulation (tDCS) of opposing polarities, often interpreted as excitatory and inhibitory, respectively. However, high-definition tDCS allows for complex electrode configurations that may not be characterized accurately as "anodal" and "cathodal."
METHOD:
To illustrate challenges to data interpretation that may result from unclarity about the neuromodulatory effects of different field orientations, we present two high-definition tDCS experiments in the language domain, with different electrode configurations. We also present the modeled electric fields for a traditional tDCS setup, showing how brain stimulation may far exceed target regions.
CONCLUSIONS:
More research is warranted on the hypothesized inhibitory or excitatory effects of different electrode configurations. Moreover, conventional bicephalic 1 × 1 configurations using sponges or HD electrodes may not be accurately described by the terms "anodal" and "cathodal" either, as these terms only pertain to the desired effects over an area of interest, but not any other areas affected. Therefore, design and interpretation of (HD-)tDCS and conventional tDCS research studies should not be constrained by the anodal/cathodal dichotomy.
Книга описывает взаимосвязь между многоязычием и литературной продуктивностью.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами развития современного информационного пространства.
Словарь–справочник содержит более 150 терминов и понятий, а также описание методов и средств разработки, применяемых в информационном поиске.
Может использоваться в качестве справочника по терминологии, существующим прикладным системам и средствам обработки текстовой и фактографической информации.
Для специалистов, занимающихся разработкой технологических решений и программных продуктов в области информационного поиска и извлечения фактографических данных из текстовой информации, а также в области семантического Веба.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами современных коммуникационных процессов.
Статья посвящена неразработанной проблеме севернопричерноморской эпиграфики — ранневизантийской палеографии региона. На основании всех известных памятников автор выделяет две региональные школы: херсонскую и боспорскую, и анализирует их эволюцию. Результаты анализа могут стать основанием для палеографической датировки новых надписей.
Изучение использования возможностей Интернета и компьютера студентами проводится в разных странах. Поднимая вопрос о взаимодействии информационной среды и национальной культуры, в статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентами России. В работе представлены результаты анализа данных собранных в ходе проекта «Кросс-культурное исследование процесса становления новой образовательной культуры в России и Германии» в 2008-2009 гг. (выборка в 825 студентов из 18 университетов России). Обсуждаются особенности использования российскими студентами Интернета, в том числе проблема плагиата, доступность различных технологий в университете, привлекательность категорий использования компьютера и Интернета, гендерная специфика использования информационно-коммуникационных технологий.
В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.