• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе

Косякова Ю., Ястребов Г. А., Янбарисова Д. М., Куракин Д. Ю.

Статья посвящена анализу формальных и неформальных аспектов дифференциации в российском среднем образовании и их роли в вос- производстве социального неравенства. Конкретно под воспроиз- водством социального неравенства авторы понимают связь между образованием родителей и образовательными траекториями де- тей. Примечательно, что при анализе данной связи авторы опира- ются на концепцию первичных и вторичных эффектов социаль- ного происхождения, которая получила широкое распространение в зарубежной литературе. В предельно упрощенном виде ее можно представить следующим образом: если следствием первичныхэффектов социального происхождения является обусловленное им неравенство в успеваемости, то следствием вторичных эффектов является обусловленное социальным происхождением неравенство образовательных траекторий, не связанное с различиями в успева- емости. Указанное концептуальное разграничение имеет принци- пиальное значение в контексте обсуждения эффективности обра- зовательной системы и ее способности обеспечивать социальную мобильность. В этом смысле существование ярковыраженных вто- ричных эффектов является сигналом неэффективности системы и нарушения принципа равенства образовательных возможностей. Эмпирическая часть исследования была выполнена на материалах национальной панели российского лонгитюдного исследования обра- зовательных и трудовых траекторий, которое является частью проекта «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП). Резуль- таты анализа свидетельствуют о том, что вторичный эффект социального происхождения играет заметную роль в формировании образовательного неравенства в современной России, влияя на рас- пределение детей по обычным и элитным школам, выбор образо- вательной траектории после 9-го класса и шансы поступления в высокорейтинговые высшие учебные заведения. Кроме того, уста- новлено, что успешность будущей образовательной траектории зависит от предшествующей образовательной карьеры. В совокуп- ности все это говорит о том, что, подобно большинству мировых образовательных систем, современная российская система обра- зования также испытывает трудности в противостоянии вос- производству социального неравенства и не всегда достаточно эффективна в реализации принципа равных образовательных воз- можностей.