Статья
Building Communication Bridges to Mitigate Language and Culture Barriers
Every university which exists in an environment where English is not the first language is going to encounter obstacles in communicating with its international students. While developing towards a polylingual solution might seem preferable, in reality universities choose a less costly decision — English in addition to the local language(s), since it is the de facto lingua franca of international education.
Nonetheless, specific challenges and ways to address international students greatly depend on how widespread the knowledge of English is in the country and university environment. For example, the Netherlands and Sweden have many natural opportunities for universities to recruit people who will not experience the language barrier with international students. However, many other countries, including Russia, have very different starting conditions: according to the 2010 census, only 5.3% of the Russian population indicated knowledge of English. Of course it calls for deliberate extra efforts aimed at developing information channels and English interface of university services.
Сегодня можно встретить немало африканцев, закончивших европейские вузы, которые стоят перед выбором – вернуться на родину или остаться в Европе (или же уехать в Америку, Канаду, Австралию). Для многих все же выбор очевиден: остаться. Прожив в европейской стране несколько лет, они больше не приемлют для себя те отношения, которые существуют у них на континенте, касается ли это политики, экономики или же повседневной жизни. Почему их родители, которые тоже были студентами европейских вузов в середине прошлого века, стремились вернуться в Африку, тогда как нынешнее поколение утверждает, что для них самих и их детей возможна лишь жизнь в европейском обществе? Что же сегодня заставляет молодых людей из стран Африки отказываться идти по стопам своих родителей, принимать правила общества своей родной страны, и быть готовыми, по сути, начинать все с нуля, но оставаться в Европе? И в этом выборе, что является определяющим – годы обучения в другой стране, позволившие им увидеть другой мир, не похожий на тот, в котором они родились, или же то политическое и экономическое состояние африканских государств, в которые нет желания возвращаться молодым образованным людям?
In 2014, International Summer University was launched at Higher School of Economics in addition to other summer programs. The Summer University (SU) is a platform where students from all over the world come for two months to take courses by HSE’s leading professors. SU is aimed at three equally important goals: making regular HSE programs and exchange education (exchange programs, study abroad) attractive for international students, internationalising educational processes at HSE, and improving the university’s international visibility. On the one hand, the Summer University shares some features typical for traditional summer schools, on the other hand, it is quite different from other short-term educational programs. In this brief paper I will try to: a) identify SU student body; b) analyse SU student body; c) outline prospects for further development.
ɉɪɨɜɟɞɟɧɧɨɟ ɢɫɫɥɟɞɨɜɚɧɢɟ ɩɨɡɜɨɥɢɥɨ ɧɚɦ ɷɦɩɢɪɢɱɟɫɤɢ ɩɨɞɬɜɟɪɞɢɬɶ ɩɪɟɞɩɨɥɨɠɟɧɢɟ ɨ ɬɨɦ, ɱɬɨ ɫɭɛɴɟɤɬɢɜɧɨɟ ɛɥɚɝɨɩɨɥɭɱɢɟ ɹɜɥɹɟɬɫɹ ɜɚɠɧɵɦ ɮɚɤɬɨɪɨɦ ɩɨɡɢɬɢɜɧɨɝɨ ɦɟɠɤɭɥɶɬɭɪɧɨɝɨ ɜɡɚɢɦɨɞɟɣɫɬɜɢɹ. ɇɨ ɜɚɠɧɨ ɬɚɤɠɟ ɭɱɢɬɵɜɚɬɶ, ɱɬɨ ɦɟɯɚɧɢɡɦɵ ɜɡɚɢɦɨɞɟɣɫɬɜɢɹ ɞɚɧɧɵɯ ɮɚɤɬɨɪɨɜ ɢɦɟɸɬ ɤɚɤ ɨɛɳɢɟ ɞɥɹ ɪɚɡɧɵɯ ɤɭɥɶɬɭɪ, ɬɚɤ ɢ ɤɭɥɶɬɭɪɧɨ – ɫɩɟɰɢɮɢɱɟɫɤɢɟ ɱɟɪɬɵ. ɉɪɢ ɪɚɡɪɚɛɨɬɤɟ ɢ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɩɪɨɝɪɚɦɦ ɩɫɢɯɨɥɨɝɨ-ɩɟɞɚɝɨɝɢɱɟɫɤɨɣ ɩɨɞɞɟɪɠɤɢ ɩɪɨɰɟɫɫɚ ɦɟɠɤɭɥɶɬɭɪɧɨɣ ɚɞɚɩɬɚɰɢɢ ɢɧɨɫɬɪɚɧɧɵɯ ɫɬɭɞɟɧɬɨɜ ɢ ɦɟɠɤɭɥɶɬɭɪɧɨɝɨ ɜɡɚɢɦɨɞɟɣɫɬɜɢɹ ɜ ɜɭɡɟ ɧɟɨɛɯɨɞɢɦɨ ɭɱɢɬɵɜɚɬɶ ɤɭɥɶɬɭɪɧɭɸ ɫɩɟɰɢɮɢɤɭ ɩɪɟɞɫɬɚɜɥɟɧɢɣ ɨ ɫɭɛɴɟɤɬɢɜɧɨɦ ɛɥɚɝɨɩɨɥɭɱɢɢ ɢ ɟɝɨ ɫɜɹɡɟɣ ɫ ɨɛɳɟɣ ɢ ɷɬɧɢɱɟɫɤɨɣ ɬɨɥɟɪɚɧɬɧɨɫɬɶɸ. ȼɚɠɧɨ ɬɚɤɠɟ ɪɚɡɜɢɜɚɬɶ ɤɭɥɶɬɭɪɧɭɸ ɫɟɧɡɢɬɢɜɧɨɫɬɶ ɢɧɨɫɬɪɚɧɧɵɯ ɫɬɭɞɟɧɬɨɜ, ɨɛɭɱɚɹ ɢɯ ɧɟ ɢɝɧɨɪɢɪɨɜɚɬɶ ɤɪɨɫɫ-ɤɭɥɶɬɭɪɧɵɟ ɪɚɡɥɢɱɢɹ, ɚ ɢɧɬɟɪɟɫɨɜɚɬɶɫɹ ɪɚɡɧɵɦɢ ɤɭɥɶɬɭɪɚɦɢ ɢ ɭɱɢɬɶɫɹ ɭɱɢɬɵɜɚɬɶ ɢɯ ɨɫɨɛɟɧɧɨɫɬɢ ɜ ɩɨɥɢɤɭɥɶɬɭɪɧɨɣ ɫɪɟɞɟ.
Материалы, представленные в сборнике, отражают опыт работы с иностранными студентами преподавателей, работающих на предвузовском этапе обучения, а также преподавателей основных факультетов РУДН и других вузов РФ.
Сборник статей подготовлен группой экспертов Федерального ресурсного центра по сотрудничеству в сфере образования Россия — Франция Министерства образования и науки Российской Федерации, а также Российско-французского центра образования и консалтинга Института государственной службы и управления РАНХиГС.
Авторы, статьи которых легли в основу сборника, давно и плодотворно занимаются исследованиями различных сфер сотрудничества Франции и России и представляют ведущие высшие учебные заведения — РАНХиГС, МГИМО, НИУ ВШЭ, РУДН и др. Тематика представленных научных позиций охватывает обширный круг проблем внешней политики, экономики, социальной сферы Франции, однако наибольшее число статей посвящено стратегии и тактике развития международных образовательных программ в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре, дополнительном профессиональном образовании.
Сборник статей будет полезен тем, кого интересуют вопросы развития сотрудничества между Францией и Россией в разнообразных сферах, особенно — в образовании и научных исследованиях.
В книге, представляющей собой продолжение работы «Создание предпринимательских университетов», Бёртон Кларк объясняет, что можно сделать для того, чтобы университеты могли лучше отвечать на вызовы стремительно меняющегося мира в XXI веке. На примере 14 передовых институтов из США, Великобритании, Европы, Австралии, Латинской Америки и Африки автор показывает, каким образом университетам удается инициировать и проводить постепенные изменения, успешно адаптируясь к новым потребностям экономики и общества.
Книга представляет интерес для преподавателей и руководства университетов, исследователей высшего образования, а также тех, кто отвечает за разработку и проведение образовательной политики.
Представлены материалы конференции о современных методах подготовки будущих инженеров.
Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.
В статье описана игра, которую можно провести после изучения творчества Чехова — в самом конце 10-го или в начале 11-го класса. Готовясь к игре, команды перечитывают произведения «Анна на шее», «Ариадна», «Архиерей», «Ванька», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Душечка», «Злой мальчик», «Злоумышленник», «Ионыч», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», «Попрыгунья», «Произведение искусства», «Смерть чиновника», «Студент», «Толстый и тонкий», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Учитель словесности», «Хамелеон», «Человек в футляре», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Медведь», «О вреде табака», «Лебединая песня (Калхас)», «Предложение», «Свадьба», «Три сестры», «Чайка», «Юбилей».
Сборник статей и материалы международной научно-практической конференции по обновленному содержанию профессиональной подготовки по иностранным языкам.
Недостаточное количество учебных часов и ограниченное владение вторым иностранным языком не способствуют полноценному профессионально ориентированному обучению. Приходится использовать лишь некоторые компоненты профессионального обучения: чтение и реферирование текстов по специальности, поиск профессиональной информации в различных её источниках, ведение личной и деловой переписки. Важный компонент профессиональной деятельности – умение анализировать информацию, представленную в графике, таблице или диаграмме. Необходимость диктуется тем, что данный вид деятельности является частью экзамена, для получения сертификата Test DaF, дающего право на обучение или работу в Германии.
Институты влияют на инвестиционные решения, в том числе на инвестиции в человеческий капитал. В данном исследовании такая связь распространяется на инвестиции в человеческий капитал в форме выбора способной молодежью предмета изучения в высшей школе и сферы деятельности по окончании вуза. Институты, защищающие права собственности, стимулируют производительную деятельность и процесс "созидательного разрушения" по Шумпетеру, в том время как слабые институты порождают перераспределительную деятельность и поиск ренты. Мы тестируем эту гипотезу по выборке из 95 стран мира и находим, что высокое качество институтов положительно связано со спросом на естественнонаучные специальности и отрицательно со спросом на юридические специальности. Данные зависимости особенно сильны для стран с высоким качеством человеческого капитала.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.