?
Экспертно-аналитические органы парламента в системе сдержек и противовесов (с учетом исторического опыта Верховного Совета РФ)
Вопросы правоведения. 2016. № 4(38). С. 31-44.
В статье рассматривается роль экспертно-аналитических органов парламента
как инструмента обеспечения самостоятельности и независимости в приня-
тии решений, дается краткая сравнительная характеристика аналитических
структур Государственной Думы и Верховного Совета РФ. Проводится ана-
лиз воздействия ситуации доминирования одной политической фракции,
поддерживающей правительство, на степень самостоятельности аналитиче-
ской работы парламента. Приводятся предложения по повышению эксперт-
ного потенциала парламента, в том числе, по созданию единого Парламент-
ского центра. Предлагается особое внимание уделить формированию эконо-
мического аналитического центра при парламенте России. В качестве приме-
ра приводится деятельность Высшего экономического Совета при Президиу-
ме Верховного Совет РФ и Социального и экономического Совета Франции
Прокофьев В. Н., Международное публичное и частное право 2016 № 2 С. 39-43
В статье на широком правовом материале автор исследует конституционно-правовой статус президента в парламентских республиках Западной Европы. По ходу рассмотрения им выявляются функциональные аспекты реализации конституционных прав и обязанностей президента в государствах с устройством такого типа и констатируется их не сводимость к упрощенному пониманию поста президента как церемониального института. Делается вывод о том, что положение президента, ...
Добавлено: 21 марта 2016 г.
В статье описываются социальные основания власти в идеях народного суверенитета, народного представительства, теории элит и рационального поведения субъектов политического процесса. Отмечается, что в зависимости от идеи социальным основанием власти могут рассматриваться народ, парламент или народные представители, политические элиты, законы политического поведения. Философию социальных оснований власти на разных этапах общественного развития продвигали Руссо, Шмитт, Джефферсон, Жувенель, ...
Добавлено: 10 марта 2017 г.
Учебно-методическое пособие содержит материалы к лекциям и 200 заданий по вопросам конституционно-правового регулирования и функционирования в современных условиях института народного представительства - парламента, Федерального Собрания РФ, может быть использовано в преподавании таких дисциплин как: теория государства и права; конституционное (государственное) право; конституционное право Российской Федерации; конституционное право зарубежных стран; международное публичное право; административное право; муниципальное ...
Добавлено: 30 ноября 2019 г.
Масленникова С. В., Konstitucinė Jurisprudencija 2012 No. 1(29)/2(30)
В статье выделяются правовые модели влияния предпринимателей на органы власти: с установлением лоббизма и без него. Анализируют риски, которые сопровождают регулирование лоббизма в зарубежных странах: теневая сфера, влияние иностранных государств, продвижение интересов крупных корпораций, плохое качество смежных институтов. Автор размышляет о возможности регулирования лоббизма в России. ...
Добавлено: 22 апреля 2013 г.
Лукьянова Е. А., Порошин Е. Н., Общественные науки и современность 2019 № 3 С. 102-112
Состояние избирательных систем и избирательного законодательства находится в прямой зависимости от действительных целеполаганий групп, определяющих внутреннюю политику государства. Одним из главных показателей того, каким будет избирательное законодательство и по каким направлениям будет проходить его трансформация, является истинное назначение парламента и его место в системе разделения властей. И наоборот, на основе исследования трансформации избирательной системы может ...
Добавлено: 12 сентября 2019 г.
Вопросы современного конституционного права России раскрыты в четвертом издании с учетом новейших положений науки и последних изменений Конституции России и федерального законодательства. Авторами представлены основы теории, базовые понятия, институты конституционного права России. Учебник является доступным для восприятия и наглядным благодаря оригинальной методике выделения примеров, судебной практики, точек зрения, зарубежного опыта в виде отдельных рубрик. Пользователь ...
Добавлено: 9 марта 2017 г.
Комягин Д. Л., М. : Юстицинформ, 2021
В монографии исследуется возможность построения единой юридической конструкции, которая позволила бы объединить все разнообразные обязательные публичные платежи. В рамках темы рассмотрены: эволюция «бюджетного права парламента», прямо связанная с правом установления налогов; практикующиеся «внепарламентские» практики взимания обязательных платежей, в том числе разнообразные формы государственно-частных концессий (которые принято называть "откупами"), государственные монополии, а также местное самообложение. Исследованы ...
Добавлено: 12 ноября 2020 г.
Лукьянова Е. А., Общественные науки и современность 2020 № 1 С. 61-76
В статье рассматриваются вопросы становления и развития политических режимов в постсоциалистических государствах. Во многих из них прослеживается общая тенденция формирования неопатримониальных режимов с усиленным центральным положением фигуры политического лидера, скрывающихся за фасадом модернизации, легитимности, рациональности и профессио- нальных бюрократических структур. Такие режимы по своей сути являются имитационными, поскольку именно имитация демократических институтов – их главная ...
Добавлено: 14 мая 2020 г.
Лукьянова Е. А., Порошин Е. Н., Конституционное и муниципальное право 2019 № 3 С. 29-37
Авторы статьи выдвигают гипотезу, что для предварительной оценки состояния политического режима достаточно системно проследить и проанализировать динамику изменения избирательного законодательства. Для проверки гипотезы была проведена классификация прямых поправок, внесённых в избирательное законодательство России за последние 25 лет. Анализ поправок показал, что многие из них привели к ограничению политической конкуренции. ...
Добавлено: 12 сентября 2019 г.
Масленникова С. В., Lex Russica (Русский закон) 2016 Т. 25-CV № 1 С. 111-115
Автор отмечает, что российские органы вынуждены соблюдать правила конкуренции, установленные в правовых актах и сложившиеся на практике. Основания есть для этого. Президент проводит консультации с представителями партий и бизнеса. Правительство создает свои консультативные площадки. Несколько партий представлено в парламенте. Другие органы включены в правила конкуренции также. Хотя эксперты оценивают качество конкуренции не всегда положительно. ...
Добавлено: 9 марта 2017 г.
Лукьянова Е. А., Конституционное и муниципальное право 2012 № 9 С. 34-39
Статья посвящена проблеме современной трансформации статуса депутата парламента. Автор анализирует основания и процедуры привлечение депутата к конституционно-правовой ответственности в контексте зарубежного опыта применения аналогичных процедур лишения депутатского мандата. ...
Добавлено: 19 ноября 2013 г.
Богдановская И. Ю., Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения 2015 № 3 (52) С. 405-414
Страны «общего права», традиционно рассматриваемые как страны прецедентного права, в насто- ящее время отличаются ростом удельного веса законов (статутов). Данный процесс актуализирует проблему эффективности законотворческого процесса. В статье отмечается, что в зарубежной правовой науке сформи- ровалось такое направление, как легистика, направленное на разработку теории законодательства и критериев его эффективности. В статье анализируются особенности законотворческого процесса ...
Добавлено: 23 октября 2015 г.
Лукьянова Е. А., М. : Кучково поле, 2015
Эта книга - сборник статей и комментариев, результат стихийно возникшей и продолжающей развиваться дискуссии о праве, его роли и значении в современном российском обществе. Дискуссия возникла из публичной полемики на страницах российских газет двух докторов юридических наук – Елены Анатольевны Лукьяновой и Валерия Дмитриевича Зорькина по вопросу о применимом праве и юридических процедурах в процессе принятия ...
Добавлено: 17 марта 2016 г.
Кошель А. С., Конституционное и муниципальное право 2020 № 10 С. 54-60
Новые полномочия парламента в соответствии с принятым Законом о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» возлагают на парламент и дополнительную ответственность по соблюдению прав и интересов оппозиции. Сосредоточение политических дискуссий с улицы в стенах парламента должно стать важнейшей задачей совершенствования законодательства Российской ...
Добавлено: 6 декабря 2021 г.
Кошель А. С., Антиномии 2020 Т. 20 № 2 С. 127-155
Парадигма развития российского парламентаризма, поправки к Конституции Российской Федерации 2008 и 2020 гг. направлены в сторону расширения полномочий российского парламента и подконтрольности исполнительной власти высшему законодательному органу. В связи с этим возникает закономерный вопрос об усилении независимости и автономности (прежде всего от исполнительной власти) депутатов российского парламента. Однако наряду с этим, вместо закономерного повышения независимости ...
Добавлено: 6 декабря 2021 г.
М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013
В сборнике, посвященном 90-летию профессора Б.С. Крылова, рассматриваются актуальные вопросы конституционного развития Российской Федерации в контексте научных взглядов профессора Б. С. Крылова. ...
Добавлено: 20 ноября 2015 г.
Кошель А. С., Правоприменение 2021 Т. 5 № 2 С. 170-184
Рассматривается преломление учения о юридической процедуре применительно к деятельности парламента. Внимание заостряется на том, что на современном этапе развития теории права можно констатировать, что сложились процессуальные общественные отношения в парламентской бюрократии, которые должны быть урегулированы процессуальными нормами, что подтверждает выводы авторов «широкого» подхода к теории юридического процесса. Однако и для сторонников «узкого» подхода в парламентском ...
Добавлено: 6 декабря 2021 г.
Кошель А. С., Конституционное и муниципальное право 2021 № 9 С. 22-27
Долгое время внесение поправок в Конституцию Российской Федерации было определенным «табу». Впервые это «табу» сняли в 2008 году, когда внесли первые две поправки в Конституцию. 15 января 2020 года Президент России предложил масштабные поправки к основному закону, затрагивающие функционирование органов власти и отдельные социальные гарантии. Скорректированы 22 статьи Конституции, ряд из них автор подвергает политико-правовому ...
Добавлено: 6 декабря 2021 г.
Богдановская И. Ю., Право. Журнал Высшей школы экономики 2021 № 3 С. 231-253
Выход Великобритании из Европейского союза (брекзит) поставил много вопросов политического, экономического и правового характера. Последние включают в себя как право ЕC, так и внутреннее, национальное право, прежде всего, конституционное право. Конституционно-правовые аспекты процедуры брекзита, с одной стороны, касаются пересмотра и обновления традиционных принципов британского конституционного права, к которым относится принцип парламентского суверенитета, с другой — развития ...
Добавлено: 3 января 2022 г.
Кошель А. С., Вестник Томского государственного университета 2020 № 460 С. 258-264
Проведен анализ взаимодействия представительной и судебной власти в современной России. Отмечены наметившиеся тренды: усиление контрольных полномочий парламента и увеличение правотворческой работы высших судов России. Автор приходит к выводам: необходимо усилить контрольные полномочия парламента за применением законов, а также ввести ежегодные доклады Верховного Суда в Государственной Думе о судебной практике применения законов с предложениями по совершенствованию. ...
Добавлено: 6 декабря 2021 г.
Ильин А. В., Финансовое право 2016 № 4 С. 40-42
В статье рассматривается вопрос о том, влечет ли уплата лицом налога возникновение у него права участвовать в принятии решений о распределении бюджетных средств, а значит, и права парламента принимать закон о бюджете? ...
Добавлено: 12 июля 2017 г.
Кошель А. С., Вестник Московского университета. Серия 11: Право 2021 № 3 С. 62-86
Зарубежная юридическая и политическая наука отмечает положительный эффект от взаимопроникновения институтов непосредственной и представительной демократии, в особенности посредством современных цифровых технологий. Ключевыми формами такого взаимопроникновения были и остаются народная (гражданская) законодательная инициатива и публичные слушания (публичное обсуждение законопроектов). Опыт краудсорсинга при проведении законопроектной работы, вовлечение граждан в работу парламентариев показывают кратное увеличение уровня доверия граждан ...
Добавлено: 6 декабря 2021 г.
Арзамасов Ю.Г., Государство и право 2018 № 5 С. 5-17
Статья посвящена рассмотрению нормативной основы и реализации конституционного права законодательной инициативы в современной России. Исследуются проблемы понимания права законодательной инициативы, приводится официальная позиция по этому вопросу, выраженная в ст. 107 Регламента Государственной Думы. Отмечается, что в российском законодательном процессе данное право корреспондируется законодательной обязанностью Государственной Думы рассмотреть данный законопроект, представленные с ним документы и принять соответствующее решение. Сделан вывод, что право законодательной ...
Добавлено: 13 июня 2018 г.
Гюлумян В. Г., Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга 2003 № 2
Анализируются полномочия главы государства в законотворческом процессе с учетом зарубежного опыта. ...
Добавлено: 7 января 2018 г.