• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Точки инновационного роста современной России на примере Приволжского федерального округа

Ars Administrandi. 2016. № 4. С. 31-44.
Агабеков С. И., Левина Е. А.

Статья посвящена анализу взаимосвязи лидерства социально-экономических систем с наличием или отсутствием, а также интенсивностью внутреннего инновационного роста. При этом сам инновационный рост рассматривается как следствие первичного предпринимательского дохода. Кроме того, инновационный рост изучается в его интуитивном понимании, как увеличение товарной номенклатуры за счет внедрения новых разработок, а также в понимании международных методологических документов. Если интуитивно под инновацией понимается создание продукта, которого еще не было на мировом рынке, то в международных методологических документах под инновацией понимается любое усовершенствование на уровне конкретного предприятия. Тем самым показано отличие между инновационным ростом по критериям международных методологических документов и экономическим ростом, возникающим как следствие внедрения НИОКР. Выводы теоретического анализа используются при интерпретации укрупненных данных Федеральной службы государственной статистики по федеральным округам. Данные по Приволжскому федеральному округу, занимающему второе место после Центрального федерального округа по инновационной активности, разукрупняются до уровня республик и областей, среди которых на основе значения разных показателей определяются лидеры инновационного роста: Республики Татарстан, Башкортостан, Нижегородская и Самарская области. Сопоставление показателей инновационной активности по видам деятельности в Республике Татарстан и информации об имеющихся в регионе промышленных мощностях позволяет заключить, что предприятия республики постепенно наращивают стоимость своих активов посредством инновационной деятельности. Но данный инновационный рост ближе к определению международных методологических документов, нежели к его интуитивному пониманию. Количество разрабатываемых принципиально новых технологий крайне мало. Это означает, что в экономике до сих пор не созданы условия для спроса бизнеса на новые знания и их интеграцию в состав добавленной стоимости.