Статья
Непрерывная память: опыт португальской studium generale (1288-1377)
В данной статье рассматривается проблема разрывов и преемственности в университетской истории. Анализ архива португальского университета показал цезуры в его институциональной истории, образованные несколькими переездами в Коимбру и Лиссабон. Но современные историки и члены университетского сообщества мыслят все эти разные университеты частями прошлого одного и того же университета. В статье показано, что основанием для этого служат документы об экономических привилегиях, дарованных разными правителями страны и римскими папами. Признание нового университета лишило бы его былых льгот. Исходя из этого соображения, коллективная память португальского университета подчинялась логике неразрывности.
Сборник статей посвящен проблеме преемственности в праве. Рассматриваются доктрина преемственности в праве, российская и зарубежная практика, а также юридическая техника преемственностии в праве. Сборник подготовлен в рамках Вторых Бабаевских чтений (г.Нижний Новгород, Нижегородская академия МВД).
В статье идет речь о первой колониальной империи в мире, просуществовавшей с 1415 по 1999 год и объединившей земли на нескольких континентах.
Статья посвящена исторической преемственности в государственном управлении. Рассмотрены вопросы существующих аналогий в формировании системы и структуры органов исполнительной власти в России. Особое внимание уделено сочетанию отраслевого и функционального подходов к организации органов власти на разных исторических этапах. В контексте презумпции «идеально единого правительства» затрагиваются вопросы соотношения полномочий монарха и министров Российской империи и Президента и министерств Российской Федерации.
В статье рассматривается феномен подтверждений королевских привилегий корпорацией Португальского университета XIV века. Основную группу источников составляют описания процедур заверения (главным образом, нотариального) копий документов. Благодаря этим уникальным отображениям многочисленных случаев реализации во многом эфемерной системы корпоративного права Studium Generale, удается проследить ряд аспектов формирования и развития этого средневекового социального института.
В книге рассматривается ряд проблем, связанных с появлением, становлением и функционированием сообществ в городской среде Европы в Средние века и раннее Новое время. Отправной точкой для исследовательских гипотез в первой части книги стала ревизия основных социологических понятий, используемых в историографических традициях европейских стран для описания социальных структур прошлого. Намечена модель предметной области с опорой на собственные эмпирические изыскания авторов и данные предшествующих исследований, свидетельствующие об удивительном разнообразии самоорганизующихся и саморегулирующихся сообществ Средневековья и раннего Нового времени.
Вторая часть монографии объединяет исследования, посвященные различным примерам средневековых городских общностей. Предпринята попытка описать возникновение, становление и развитие общих и частных типов социальных структур в городе.
В третьей части сделана попытка выйти за рамки отдельных сообществ, обратив внимание на сферу их взаимодействия, тот контекст, в котором происходило это взаимодействие. Также ставится вопрос об осознании специфики самоорганизующихся городских сообществ в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени, о путях их встраивания в более крупные политические структуры.
Как сторонники французского абсолютизма или «новой монархии» (рационально организованной и строго централизованной власти) относились к историческому наследию средневековых саморегулирующихся структур: корпораций, коммун, представительных учреждений? Для ответа на этот вопрос были выбраны сочинения двух авторов. Это — адвокат Рауль Спифам, автор необычного проекта усовершенствования всей системы королевского законодательства (Dicaearchiae Henrici Regis christianissimi progymnasmata. Paris, 1556) и его младший современник адвокат Этьен Паскье, известный историк-эрудит. Его «Розыскания о Франции (Les Recherches de France.) неоднократно переиздавались и дополнялись с 1560-х гг. до начала XVII в. При всем различии авторов, в их отношении к традиционным саморегулирующимся социальном-политическим структурам прослеживается нечто общее. Эти структуры находятся на периферии их интересов. К некотором, например, к ассамблеям Штатов отношение негативное, к другим, например, к университетским корпорациям — формально уважительное или нейтральное. Однако имплицитно оба автора по-прежнему отводят самоорганизующимся ячейкам общества роль базовых структур, на которые затем накладываются королевские административные органы. Во всяком случае альтернативы им на низовом уровне управления не предлагается. В этом отношении труды Спифама и Паскье можно считать «доказательством от противного» роли самоорганизующихся социальных структур в жизни Западного общества.
Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.
Курс лекций знакомит читателей с одним из важнейших направлений современной социологической теории — социологией знания, связанной с проблемой конструирования социальной реальности. В книге рассматриваются генезис и эволюция понятий "реальность", "знание" и "прошлое", их философская и социологическая концептуализация и взаимосвязь в рамках феноменологической социологии знания. Показывается, как общие принципы формирования темпоральной картины мира реализуются на уровне отдельных типов или форм знания — архаичного знания, религии, философии, идеологии. Подробно обсуждается специфика исторической науки, включая проблемы спецификации предмета истории и конструирования целостной картины прошлого в ведущих исторических школах и направлениях.
Для студентов и аспирантов, преподавателей и специалистов в области социологии и других наук о человеке и обществе, для всех интересующихся социологией и историей.
Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки “Социология”.Статья посвящена памяти Л.М. Баткина (1932 - 2016)
Рассказанная Платоном в «Тимее» и «Критии» история о великолепной и бесследно поглощенной пучиной цивилизации на многие века поразила воображение европейцев. Пока филологи спорили о мотивах и смысле платоновского мифа, политики, авантюристы и мечтатели всячески пытались найти для сказки реальную почву.
Известный французский исследователь античности Пьер Видаль-Наке прослеживает в своей книге разнообразные попытки идеологической и геополитической инструментализации платоновского мифа. Российский коллега автора Юрий Литвиненко дополнил книгу главой об идейных судьбах Атлантиды в России.
Книга адресована широкому кругу читателей, всем интересующимся античностью и ее рецепцией.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
В книге описывается многостороннее развитие базовых представлений о прошлом своей страны и Европы в Российской империи второй половины XVIII — начала ХХ века. В отличие от традиционного историографического рассмотрения, сосредоточенного только на эволюции академической науки, авторы исходили из более комплексного подхода, основанного на реконструкции ключевых понятий и механизмов исторической культуры страны (включая сферу образования, деятельность церкви и духовных школ, музеев, исторических обществ и археографических учреждений, региональных сообществ и т.д.). Изучение исторического знания органично дополняется развернутыми очерками об эволюции исторического сознания (с учетом его рецептивных и творческих компонентов), а также о динамике исторического воображения (в русском искусстве и литературе XVIII–XIX веков).
Монография подготовлена к юбилею директора ИГИТИ, ординарного профессора НИУ ВШЭ И.М. Савельевой.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.