?
Двойничество в контексте «пушкинского мифа» Гоголя
Annales Universitatis Paedagogicae Cracoviensis. Studia Russologica VIII. 2015. № 8. С. 69-82.
Большухин Л. Ю., Александрова М. А.
В статье рассматривается механизм создания Гоголем мифа о Пушкине в поэме Мертвые души и книге Выбранные места из переписки с друзьями. В шестой главе обна- ружены многочисленные реминисценции пушкинских произведений. Деконструкция шестой главы выявляет наличие полемического биографического подтекста. Темой полемики становится вопрос о целях и задачах творчества. В шестой главе происхо- дит дискредитация пушкинской концепции отношений между искусством и жизнью. Анализ книги Выбранные места из переписки с друзьями выявляет дальнейшую логи- ку развития пушкинского мифа.
Большухин Л. Ю., Александрова М. А., Новый филологический вестник 2010 № №4(15) С. 41-55
В статье впервые анализируется система реминисценций из "Пиковой дамы" в повести "Фаталист". освещаются некоторые аспекты творческого диалога Лермонтова с Пушкиным, характеризуется полемическая позиция автора "Фаталиста" по отношению к предшественнику. ...
Добавлено: 13 декабря 2016 г.
Консон Г. Р., В кн. : Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма. : М. : Издательские решения , 2020. Гл. 5. С. 188-209.
Глава посвящена обострению катастрофических тенденций в жизни общества, которые в настоящее время приобрели невиданный широкомасштабный характер. Явление это как концептуальный комплекс катастрофы в качестве «Не-Я-концепции», выраженный в художественных практиках Нового времени, было сформулировано автором этих строк и диалектически противопоставлено «Я-концепции» У. Джеймса (1890). В проблематике «Не-Я-концепции» автора интересовал этико-культурологический дискурс: конфликт человеческих притязаний и их ...
Добавлено: 19 апреля 2021 г.
Жукова О. А., Философские науки 2012 № 7 С. 140-145
Статья представляет собой критический анализ важного научно-философского события – серии совместных российско-миланских семинаров, проведенных на базе Института философии РАН и объединенных общей темой – проблемой присутствия философии в публичном пространстве современной европейской и российской культуры и политики. По мнению автора статьи, в современном мире с его политико-экономической и социокультурной многоукладностью философская рациональность противостоит культурному упрощению ...
Добавлено: 11 декабря 2013 г.
Запорожцева Л. Е., Concepts for Semiotics. Tartu Semiotics Library. 2016 No. 16 P. 27-48
Добавлено: 20 ноября 2020 г.
Порус В. Н., Вопросы философии 2016 № 7 С. 84-96
В статье предложен подход к проблеме понимания художественного текста, позволяющий перенести ее обсуждение на почву философии культуры. Предложена типология понимания художественного текста. Первый тип: “понимание” – выяснение или усвоение смысла того, что понимается. Выясненный смысл становится знанием: понять текст – значит знать его смысл. Второй тип: “понимание” есть интерпретация, наделение смыслом. Интерпретация есть акт творчества, ...
Добавлено: 17 сентября 2016 г.
Бочкарев А. Е., Критика и семиотика 2020 № 2 С. 302-314
Анализируются образы еды в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» с целью определить их в плане оценочной квалификации по данным в ощущениях свойствам, способу совершаемого действия и высказанному субъектом оценки мнению. В изображенных в романе кушаньях усматриваются не только вкусовые диспозиции субъекта оценки, не только характеристика русского застолья в означенный период, но еще и панегирик ...
Добавлено: 2 декабря 2020 г.
Абелюк Е. С., М. : МИРОС, РОСТ, 2000
В словарных статьях книги рассказывается о персонажах и важных категориях (например таких, как древо мира) египетской, греческой, скандинавской мифологии. Статьи, посвященные восточнославянской мифологии соответствуют научным представлениям. Показано, как мифологические сюжеты и образы используются в литературе и изобразительном искусстве. ...
Добавлено: 19 апреля 2013 г.
Лагутина И. Н., Известия РАН. Серия литературы и языка 2015 Т. 74 № 1 С. 30-40
В статье интерпретируются некоторые мотивы и образы «Западно-восточного дивана» Гете, которые составляют самостоятельный метапоэтический сюжет. Единство книги организуется посредством сюжетного мотива «устного» слова-мифа, лежащего в основе как природной «живой» формы, так и формы поэзии. На границе культур Гете создает художественное пространство, где снимается противопоставление восточного, ускользающего от точного определения поэтического слова, построенного на аллюзиях и ...
Добавлено: 3 марта 2015 г.
Чернецова Е. В., Филология и культура 2016 Т. 4 № 46 С. 274-279
Статья посвящена анализу романа Э. Л. Доктороу «Книга Даниила», который трансформирует известный в США случай обвинения в шпионаже и казни Этель и Юлиуса Розенбергов в 1950-х гг. Роман представляет собой особую интерпретацию истории. В произведении эти лица не упоминаются, однако семья Айзексонов – Пол и Рошель, американские коммунисты, и их дети, Даниил и Сьюзан, – ...
Добавлено: 29 октября 2018 г.
Большухин Л. Ю., Александрова М. А., Критика и семиотика 2011 № 15 С. 102-103
В статье рассматривается роль повести «Фаталист» в структуре «Журнала Печорина». Поведение Вулича во время пари трактуется как опасный фокус, цель которого не испытание судьбы, а денежный выигрыш. Под этим углом зрения рассмотрена вся система жестов и высказываний Вулича в повести «Фаталист». Подвергается критическому анализу классическое истолкование повести как философской. Фокус, иллюзион оказывается основным интегрирующим событием ...
Добавлено: 3 марта 2016 г.
Фомин И. В., Слово.ру: балтийский акцент 2018 Т. 9 № 2 С. 37-51
Статья посвящена выработке фундаментальной семиотической модели образа на основе категориального аппарата Ч. С. Пирса (рассмотрены понятия Первичности, иконы, гипоиконы и метафоры). С опорой на понятия иконического знака и метафоры предложена общесемиотическая модель образа как комплексной знаковой конструкции (двухуровневой гипоиконы-метафоры), имеющей в качестве своего знакового средства некоторый первичный знак, репрезентующий в качестве объекта все подобные этому ...
Добавлено: 2 октября 2018 г.
Степанов Б. Е., ENTHYMEMA 2014 No. 11 P. 7-24
В статье анализируется концепция исследования города сквозь призму литературы, сформированная в трудах российского историка Николая Анциферова (1889-1958). На основе характеристики происхождения этой концепции рассматриваются стратегии анализа образа Санкт-Петербурга в трудах Анциферова и теория литературных экскурсий, сфрормулированная им в работах 1920х годов. В заключение рассматриваются направления рецепции и возможности актуализации наследия ученого в современном междисциплинарном контексте. ...
Добавлено: 8 февраля 2015 г.
Рязанова С. В., Антиномии 2012 № 12 С. 123-136
Статья посвящена специфике мифологического типа мировоззрения, которая отличает его от религиозного и светского способов восприятия мира. Указываются характерные черты мифа, определяющие особенности традиционных и новых мифологических систем. ...
Добавлено: 14 февраля 2015 г.
Абелюк Е. С., М. : Московский институт развития образовательных систем, 1995
В пособии в доступной форме дается представление о таких сложных проблемах, как природа мифа и особенности мифологического мышления древних. Миф рассматривается в сопоставлении с некоторыми жанрами фольклора (сказка, легенда) и в связи с обрядом.
Книга дополнена приложением, составденным из фрагментов произведений классиков отечественной фольклористики и этнографии (Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, А. Н. Веселовский, А. ...
Добавлено: 19 апреля 2013 г.
Порус В. Н., Социология науки и технологий 2010 Т. 1 № 4 С. 102-115
Социологическая концепция "этоса науки" Р. Мертона рассматривается с точки зрения ее социально- эпистемологического содержания. Как "социальная эпистемология", эта концепция служит одним из источников мифа о "большой науке", сыгравшего заметную роль в философии науки ХХ века. Критика этой концепции может рассматриваться как спор различных эпистемологических интерпретаций социологических данных о науке и действиях ученых в исследовательских ситуациях. ...
Добавлено: 11 ноября 2012 г.
Гельфонд М. М., Сибирский филологический журнал 2019 № 2 С. 65-72
Статья посвящена рассмотрению стихотворения П. А. Вяземского из цикла «Хандра
с проблесками» как одного из возможных претекстов стихотворения О. Э. Мандельштама
«Откуда привезли? Кого? Который умер?», включенного в цикл-реквием памяти Андрея
Белого. Произведения Мандельштама и Вяземского анализируются как в контексте конкретных литературных ситуаций (отклик Мандельштама на смерть Белого соотносится
со стихотворением Вяземского с эпиграфом из Дмитриева), так и в ...
Добавлено: 26 июня 2019 г.
Чернецова Е. В., Филология и культура 2012 № 4 С. 52-54
Статья рассматривает роман Э. Л. Доктороу «Гомер и Лэнгли», который представляет собой рассказ о братьях Коллиерах, основанный на реальных событиях и в 40-е годы XX века ставший городской легендой, а позже, как говорит сам автор, фольклором ...
Добавлено: 14 ноября 2013 г.
Кантор В. К., М. : Научно-политическая книга, 2013
Новая книга Владимира Кантора, писателя и философа, доктора философских наук, ординарного профессора НИУ-ВШЭ, члена редколлегии журнала «Вопросы философии», известного историка русской мысли, составлена из статей, публиковавшихся в течение последних десяти лет в разных сборниках и журналах. Вместе с тем все они подчинены решению одной проблемы – выяснению взаимоотношения мифа и реальности в русской культуре. В. ...
Добавлено: 29 ноября 2013 г.
Рязанова С. В., Общественные науки и современность 2011 № 1 С. 86-96
Статья посвящена основным подходам в исследовании политического мифа в зарубежных и отечественных гуманитарных дисциплинах. Указываются наиболее значимые работы для формирования представлений о политической мифологии как наиболее развитой форме социального мифа. ...
Добавлено: 17 февраля 2015 г.
Машкова Л. А., Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования 2014 № 1
В данной статье все этапы «жизни» литературно-художественного произведения, от зарождения до восприятия, рассматриваются с точки зрения герменевтического подхода к пониманию, при этом понимание отделяется от толкования. Значительное внимание уделяется диалектике соотношения объективного и субъективного в литературе, анализу диалогического характера понимания, а также влиянию языка на авторскую мысль. Отвергается как широко распространенный пессимизм в отношении самой ...
Добавлено: 17 февраля 2014 г.
Тулякова Н. А., От текста к контексту 2013 № 1 С. 132-138
В статье рассматривается характер влияния драматической поэмы Г. Ибсена «Пер Гюнт» на «Северную симфонию» Андрея Белого. К анализу привлекаются статьи Белого, посвященные творчеству норвежского драматурга. Сопоставляются системы персонажей двух произведений, делается вывод об их параллелизме и о переводе Белым «реального» плана драмы в «символический» план симфонии. ...
Добавлено: 24 октября 2013 г.
Большухин Л. Ю., Челябинский гуманитарий 2012 № 2 (19) С. 28-30
В статье рассматривается эволюция пушкинской концепции судьбы Евгения Онегина на материале первой и второй глав романа. Изменение авторской позиции осмысляется в контексте всего пушкинского творчества начала 20-х годов. В первой главе концепция судьбы предстает в античном контексте, а во второй главе герой покидает мир, наделенный свойствами изначальной гармонии, и обретает иной бытийный статус. ...
Добавлено: 13 декабря 2016 г.
Абелюк Е. С., Литература в школе 1992 № № 1 С. 39-47
В доступной форме показаны отличия таких сложных, часто неоднозначно понимаемых понятий, как миф - фольклор (сказка) - легенда. ...
Добавлено: 9 августа 2017 г.
Шалаева А. В., SocioTime (Социальное время) 2015 № 2
В статье впервые публикуется и анализируется русский перевод теоретического раздела "Идеи к физике символа и мифа" программной работы Г.Ф. Крейцера "Символика и мифология древних народов, в особенности греков" 1810-1812 гг. - важный текст истории теории мифа и философии мифологии. ...
Добавлено: 15 апреля 2015 г.