Статья
Социобиографический подход к изучению социальной мобильности: научный замысел и его реализация
В статье рефлексируется соотношение научного замысла с его эмпирической реализацией с точки зрения возможностей для дальнейшего анализа, соединениякомплекса разнохарактерных данных относительно социальной мобильностина протяжении длительного исторического периода, укладывающегося в жизнь 4-поколений. В связи с этим в статье представлены различные ракурсы избранного социобиографического подхода к тематике мобильности: межпоколенный и внутрипоколенный подход, концепция субъективной социальной мобильности, концепция широких жизненных изменений, а также методология сочетания различных баз данных: количественных и качественных, первичных и вторичных
Мы анализируем межпоколенную социальную мобильность. Исследование соотношения объективной и субъективной мобильности предполагает наличие данных как о фактических изменениях социально-экономических статусов индивидов, так и о восприятии изменений этими же индивидами. Таким источником информации являются данные социологических опросов в странах, участвовавших в Международной программе социальных обследований с модулем «Social Inequality» (ISSP 2009).
В статье анализируется соотношение между показателями объективной (фактической) и субъективной (воспринимаемой) межпоколенной социальной мобильности как на уровне индивидов, так и на уровне стран. Анализ организован вокруг гипотезы о том, что интенсивность и направленность объективной мобильности зависят от структурных характеристик данного общества (например, степень урбанизированности, роль сектора услуг в экономике), от уровня развития профессионального образования и условий доступа к нему и т.п. В свою очередь восприятие мобильности (субъективное измерение мобильности) будет зависеть не только от характера объективной мобильности, но и от институциональных особенностей экономики и общества. Последние включают условия вертикального продвижения и равенство возможностей, степень коррумпированности, представления о справедливости. Автор тестирует эту гипотезу, используя данные Международной программы социальных обследований за 2009 год и технику многоуровневого линейного регрессионного анализа. Результаты исследования свидетельствуют о том, что показатели объективной мобильности слабо варьируют между странами, тогда как восприятие мобильности показывает значительную межстрановую вариацию. Если в развитых странах обе меры мобильности в целом рисуют схожую картину, в переходных и развивающихся экономиках они расходятся, и субъективные оценки недооценивают интенсивность перемещений по сравнению с объективными. Различия в оценках могут объясняться тем, что объективная и субъективная мобильности формируются под влиянием разных факторов: интенсивные структурные сдвиги стимулируют объективную мобильность, тогда как качество институциональной среды и жизни в целом влияет на субъективную.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
В статье анализируются и сравниваются несколько подходов к понятию отцовства, присутствующих в западной социологической традиции: биологический детерминизм, социальный конструктивизм и биосоциальная теория. Проблематика отцовства и родительских практик мужчин маргинализирована в современных российских социальных иссследованиях, посвященных семейной тематике, и этот факт закрепляет традиционное неравенство в семейных отношениях, когда роль отца считается вторичной по сравнению с материнской ролью. В западных критических мужских исследованиях, напротив, можно выделить несколько этапов: развитие «поло-ролевой» парадигмы (биологический детерминизм), возникновение концепции гегемонной маскулинности, междисциплинарный этап (биосоциальная теория). В соответствии с подходом биологического детерминизма отец выступает как патриарх, продолжатель рода и ролевая модель для преемников. Социальный конструктивизм рассматривает функции мужчины в семье с точки зрения маскулинного давления и утверждения гегемонии над женщиной и детьми. Биосоциальная теория стремится объединить биологическую детерминированность отцовства с социальным, культурным и личностным контекстом. В статье показано, что эти подходы непосредственно связаны с уровнем развития общества, отношением к институтам семьи и брака, уровню эгалитарности гендерного порядка