Статья
От семи мудрецов до индекса Хирша: как посчитать философскую мысль и чем это чревато
История философии как особой культурной практики и уникальной формы знания человечества о самом себе есть одновременно история институционализированной борьбы интеллектуалов за признание в качестве операторов всеобщего. Причем этот перманентный интеллектуальный агон за семантическую гегемонию на протяжении уже более двух с половиной тысячелетий (в идеале) осуществляется на основе своей собственной, имманентно-философской критериальной базы и (в принципе) не нуждается ни в какой внешней легитимации, использующей нефилософские способы аргументации. Философское и, шире, гуманитарное знание артикулирует имплицитные формы социального, делая их эксплицитными – в надежде на последующие попытки также соперничающих политических предпринимателей сделать их более эффективными и морально приемлемыми в рамках той или иной традиции ценностной или целевой рациональности. Философия как институционализированная рефлексия существующих форм и норм социальных практик обеспечивает аргументативные основания для их рационального признания и выявляет мотивы для их «сознательного» изменения. Таким образом, бесконечный философский спор о сущем (знаменитая платоновская γιγαντομαχία περὶ τῆς οὐσίας ) есть необходимое условие развития человеческого общежития в соответствии с представлением о том, что является разумным, желаемым и возможным в тот или иной момент культурной и политической истории.
Статья посвящена статусной системе сообщества петербургских социологов. На основании данных о цитировании сопоставляются списки самых влиятельных фигур, как для всего сообщества, так и для его отдельных частей. Анализ четырех разных списков самых цитируемых социологов показал отсутствие единой иерархии признания, когда обособленные фрагменты создают свои собственные значимые фигуры. В случае петербургской социологии лишь немногим авторам удается с легкостью переходить из одной части сообщества в другую, что делало бы их центральными фигурами для всего сообщества. В итоге, если что-то и позволяет говорить о «сообществе» в единственном числе, то это наличие интеллектуальных источников «Северной» части, которая создает общий фокус внимания.
В книге представлены материалы III международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории» (11 июля 2012 г.).
Статья представляет собой индивидуальный исследовательский проект Владимира Карловича Кантора, профессора философского факультета ВШЭ «Крушение кумиров: критический пафос русской философии», выполненный при поддержке Программы «Научный фонд ВШЭ»).
Перевод Т.3 пятитомной «Истории женщин на Западе», посвященной положению женщин в Европе XVI-XVIII вв., их роли в социально-экономической, политической и культурной жизни и их репрезентациям в литературе и искусстве.
Предлагается рассмотреть законы диалектики с новых позиций и включить в их состав закон о доминанте.
Книга «Философия и теология Пауля Тиллиха» является первой монографической презентацией в отечественной историко- философской литературе, где осуществлён целостный анализ его учения в качестве варианта религиозного экзистенциализма и протестантской неолиберальной теологии. Наследие Тиллиха является объектом постоянной полемики, порой ему даются противоположные оценки: одни считают его апологетом протестантского традиционализма, другие, напротив, уверены в том, что его концепция провоцирует внерелигиозные и вневероисповедальные толкования Писания и Предания. Противоречивость в оценках немецко-американского философа и теолога, казалось бы, подтверждается широким спектром его влияния на самые разнообразные направления религиозной и философской мысли ХХ столетия. Результатом работы, можно надеяться, стало прояснение антиномичности системы Тиллиха, а вовсе не её эклектичности и не противоречивости в традиционном понимании. Философско-теологическое учение Тиллиха антиномично по своей сути: он исходил из наличия в человеке и мире взаимопротивоположных и неразрывных полюсов – эссенциального (сущностного) и экзистенциального, определяющих трагический характер существования человека.
Работа посвящена ответу на вопрос, почему разная идейная ориентация членов ГАХН не мешала им видеть в Гёте важнейшего союзника. И искусствоведческий подход Габричевского, и герменевтика истории Шпета, и диалектическая историософия Лосева и неонатурфилософия Зубова сходились в этом отношении в одной точке – в морфологии Гёте. Утверждается, что для теоретиков ГАХНа важна была синтезирующая сила формы, гениально выраженная немецким поэтом-мыслителем: т.е. не «физика» сложения инструментальных средств, а «химия» взаимопроникновения субъективных и объективных целей. Эти две стратегии различались как морфология механизма и морфология организма.
В статье рассматривается проблема гуманизации профессионального образования, повышения эффективности процесса преподавания иностранного языка в вузах посредством внедрения в процесс лингвистической подготовки лингвообразовательных педагогических технологий, а именно посредством интегрирования религиоведения, философии и иностранного языка.
Статья посвящена осмыслению существующей философии в блогах. Проведена попытка анализа преимуществ и недостатков блогосферы как места для осуществления философии. В свете характерных особенностей блогов выдвинуты требования как к блогам, так и к облику философии для ее возможности развития в этой среде. Ответственность, уважение к слову становятся главной необходимостью для развития философии в блогах, тем самым, отсылая как к истокам философской традиции (отношение древнегреческих философов к слову), так и к будущему блогов, как новейшей форме коммуникации.
В настоящем исследовании на материале экзегетических и натурфилософских сочинений Исаака Ньютона, его учеников (У. Уистон) и оппонентов (Ч. Бернет) рассматриваются предпосылки и контекст становления принципа объективности в новоевропейском научном мышлении. Предметом анализа становится констелляция трех эпистемологических принципов, синтез которых формирует облик науки Просвещения: герменевтической прозрачности текста в экзегетике, достоверности more geometrico в естественных науках и реалистического мимесиса в литературной критике. Кроме того, рассматривается эпистемологический проект, альтернативный этой «объективистской» парадигме, - проект, сопрягающий аллегорическое толкование в библеистике, гипотетический метод в физике и примат литературности над референциальностью – в литературной теории.Данное исследование призвано стать пролегоменами к генеалогии объектной реальности, – онтологического a priori новоевропейской картины мира, рождающегося из лона языкового и методологического синкретизма раннего Нового времени.
Осуществляется краткая реконструкция логики развития феноменологического движения с целью определения места философской герменевтики в истории феноменологии. Перспективу для реконструкции задает предлагаемая автором идея двух-уровневого характера феноменологических экспликаций.
феноменология, герменевтика, методическая и спонтанная феноменологизация, Phenomenology, hermeneutics, methodological and spontaneous phenomenologising
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Совместное исследование, проведенное междисциплинарной группой российских и шведских лингвистов, социологов и педагогов-психологов на грант Шведского института помимо решения прагматических задач, связанных с выявлением относительной качественно-количественной специфики национальных ценностных когнитивных репрезентаций, имело, прежде всего, методологические цели. Они состояли в проверке эффективности разработанных экспериментальных когнитивно-лингвистических приемов (и, соответственно, лежащих в их основе теоретических представлений), направленных на получение фактических данных, позволяющих реконструировать и сопоставить соответствующие области когнитивных репрезентаций.
Российские регионы развиты неравномерно, что отражается на ценностях и социально-психологических установках их жителей. В фокусе данного исследования находятся ценности, показатели социального капитала и их взаимосвязи с экономическими установками на индивидуальном поведенческом уровне, что является практически неразработанной темой в рамках экономической психологии. Выборка исследования составила 1219 человек из разных регионов России. Метод исследования – социально-психологический опрос. Опрос проходил в 2010-2011 гг. Было получено, что регионы Российской Федерации в значительной степени различаются как по профилю базовых ценностей и некоторым показателям социального капитала, так и по экономическим установкам их жителей, что отражается на экономике страны в целом.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.