• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

От семи мудрецов до индекса Хирша: как посчитать философскую мысль и чем это чревато

Сократ. 2016. № 5. С. 28-31.

История философии как особой культурной практики и уникальной формы знания человечества о самом себе есть одновременно история институционализированной борьбы интеллектуалов за признание в качестве операторов всеобщего. Причем этот перманентный интеллектуальный агон за семантическую гегемонию на протяжении уже более двух с половиной тысячелетий (в идеале) осуществляется на основе своей собственной, имманентно-философской критериальной базы и (в принципе) не нуждается ни в какой внешней легитимации, использующей нефилософские способы аргументации. Философское и, шире, гуманитарное знание артикулирует имплицитные формы социального, делая их эксплицитными – в надежде на последующие попытки также соперничающих политических предпринимателей сделать их более эффективными и морально приемлемыми в рамках той или иной традиции ценностной или целевой рациональности. Философия как институционализированная рефлексия существующих форм и норм социальных практик обеспечивает аргументативные основания для их рационального признания и выявляет мотивы для их «сознательного» изменения. Таким образом, бесконечный философский спор о сущем (знаменитая платоновская γιγαντομαχία περὶ τῆς οὐσίας ) есть необходимое условие развития человеческого общежития в соответствии с представлением о том, что является разумным, желаемым и возможным в тот или иной момент культурной и политической истории.