Статья
Functional Neuroanatomy of Semantic Aphasia
В настоящий момент существует большая потребность в современном русскоязычном стандартизированном тесте для оценки речевой деятельности при афазии. Нашей группой ведется работа по созданию Русского афазиологического теста (РАТ). В рамках данной работы с учетом современных моделей языковой обработки и принципов психометрики разрабатывались субтесты на понимание отдельных слов: существительных и глаголов. В задании испытуемым необходимо было сопоставить услышанное слово с одним из четырех рисунков. Субтесты были нормированы в группе пациентов с афазией (n = 45) и в контрольной группе (n = 30), что позволило отобрать по 30 итоговых диагностичных проб. В результате работы были созданы психолингвистически обоснованные и нормированные субтесты для оценки понимания существительных и глаголов, которые сопоставимы по психометрическим параметрам и чувствительны к речевым нарушениям при беглой и небеглой формах афазии.
Language is viewed as one of the most lateralized human brain functions. Left hemisphere dominance for language has been consistently confirmed in clinical and experimental settings and constitutes one of the main axioms of neurology and neuroscience. However, functional neuroimaging studies are finding that the right hemisphere also plays a role in diverse language functions. Critically, the right hemisphere may also compensate for the loss or degradation of language functions following extensive stroke-induced damage to the left hemisphere. Here, we review studies that focus on our ability to choose words as we speak. Although fluidly performed in people with intact language, this process is routinely compromised in aphasic patients. We suggest that parceling word retrieval into its sub-processes – lexical activation and lexical selection – and examining which of these can be compensated for after left-hemisphere stroke can advance the understanding of the lateralization of word retrieval in speech production. In particular, the domain-general nature of the brain regions associated with each process may be a helpful indicator of the right hemisphere's propensity for compensation.
Изучение и диагностика понимания логико-грамматических конструкций традиционно связывается с такой разновидностью речевого расстройства, как семантическая афазия [3, 4]. В частности, задействуются предложные («треугольник под кругом») и посессивные («брат отца») конструкции. У больных с семантической афазией понимание подобных обратимых предложений (где необходимо декодировать грамматические показатели) затруднено. Однако, как справедливо указывает ряд авторов [1, 2], нарушения понимания обратимых конструкций возникают и при других формах афазии, в том числе, и при «передних». Более того, современные исследования с использованием методов функциональной нейровизуализации показывают, что процесс восприятия сложных предложений вызывает увеличение активации не только в задних отделах левого полушария головного мозга (повреждение которых связано с семантической афазией), но и в зоне Брока [6], повреждение которой традиционно связывается с эфферентной моторной афазией. В нашем исследовании мы предприняли попытку выяснить, какие именно особенности предложных и посессивных конструкций влияют на их понимание при моторной афазии, и отличается ли набор этих особенностей от аналогичного набора, который можно выделить для пациентов с семантической афазией и испытуемых без речевых нарушений.
Согласно теории системно-динамической локализации функций (Лурия, 2002), незрелость или нарушение пространственных представлений проявляется не только в решении невербальных задач, но и в понимании ряда языковых выражений – логико-грамматических конструкций, тестирование которых традиционно входит в нейропсихологическую диагностику детей и взрослых (Фотекова, Ахутина, 2007; Цветкова и др., 1981). Целью настоящей работы была разработка и стандартизация расширенного набора логико-грамматических конструкций, позволяющего более тонко определять особенности их понимания в процессе усвоения языка и при речевых нарушениях.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.