• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Решение задачи «делать или покупать» в логистике снабжения

В логистике снабжения одной из стратегических задач является «делать или покупать» («Make or Buy» – MOB). Например, для производственного предприятия, прежде чем заключать договоры с поставщиками, необходимо ответить на вопрос: не выгоднее ли самому предприятию производить отдельные компоненты для сборки готовой продукции, чем покупать их у других компаний. Для торговых фирм, аналогичную задачу можно решить, например, в отношении закупки логистических услуг, когда в качестве альтернативы транспортным средствам посредника, рассматривается приобретение и эксплуатация собственных автомобилей. Таким образом, компании могут добиться существенной экономии текущих затрат и ощутимо повысить рентабельность бизнеса. При выполнении того или иного вида деятельности собственными силами, состав затрат компании представляет собой достаточно широкий перечень калькуляционных статей, большая часть из которых, не зависит от активности компании на рынке. Напротив, прибегая к услугам посреднических компаний,количество элементов затрат существенно сужается и большинство из них переходит в разряд переменных. Такая организация работы, с одной стороны, позволяет сосредоточить внимание на качестве выпускаемой продукции и наиболее полном удовлетворении конечных потребителей, но при этом, оставляет без должного внимания затратную сторону вопроса и её влияние на доходность компании. При решении задачи «делать, или покупать», применялась модель общих затрат (Total Cost of Ownership – ТСО), в которой кроме отпускной цены поставщика учитывались оптовые скидки, условия оплаты и размер транспортно-заготовительных расходов, которые в свою очередь определялись видом транспорта и типом подвижного состава. Кроме того, в общих затратах учитывались маркетинговые и транзакционные затраты, связанные с анализом рынка товаров и услуг, а так же выстраиванием взаимодействия с поставщиками. По результатам расчётов, произведенных в статье, было показано, что несмотря на общепринятую в последнее время привлекательность аутсорсинга, при достаточном масштабе и регулярности бизнеса, расширение перечня выполняемых функций и выполнении дополнительных видов деятельности, может положительно сказаться на экономических результатах работы компании.