• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Модели кризисных коммуникаций и управления информацией в работе органов государственной власти

Вестник МГИМО Университета. 2013. № 6 (33). С. 225-229.
В исследовании рассмотрена информационная система государственного управления, направленная на принятие решений и взаимодействие с обществом в условиях кризиса. Функциональность системы зависит от адекватности целеполагания и соответствия выбранной стратегии типу кризисной ситуации, дифференцируемой по социальной реакции. Обосновано применение традиционной модели кризисных коммуникаций и информационного управления для разрешения кризисов конфликтного характера, партисипативной модели – при консенсусных кризисах, переговорно-диалоговой – в условиях кризисов, генерирующих общественную полемику. Переговорно-диалоговая модель для разрешения полемогенных кризисов направлена на реализацию предложенной Ю. Хабермасом концепции коммуникативного действия. Поскольку современные сложные кризисы требуют участия множества акторов, имеющих особое видение кризисной ситуации и собственные интересы, «кризисное принятие решений в таком контексте может рассматриваться как процесс переговоров»*. На уровне обработки информации первостепенная задача органов государственной власти – выявить основные кризисные тенденции в каждой из ключевых общественных систем, а также социальные группы, чьи мнения и интересы должны быть учтены. Затем определение причин потенциальных кризисов, их прогнозирование и разработка антикризисных мер осуществляется с учетом интересов и рекомендаций экспертных представителей различных групп. Можно выделить два основных подхода к координации: публичное обсуждение проблем и совместное решение задач. Первый подход предполагает организацию общественного диалога, который может приобретать форму дискуссии, «гражданского жюри» или переговоров. Координация через совместное решение задач означает дробление сложной тематики и постановку конкретных практических вопросов, требующих обсуждения и решения. * Van Santen, W., Jonker, C., Wijngaards, N. Crisis Decision Making through a Negotiation Mental Model // Proceedings of the 6th International ISCRAMConference. Gothenburg, 2009.