• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Практики эмоционального чтения и любительская литература (фанфикшн)

Новое литературное обозрение. 2017. Т. 143. № 1. С. 246-269.

Статья посвящена стратегиям эмоционального чтения текстов в цифровую эпоху. Материалом для анализа читательских стратегий служит любительская онлайн-литература (фанфикшн) и конкретно русскоязычное фанфикшн-сообщество по «Гарри Поттеру», в котором было осуществлено продолжительное включенное наблюдение. Распространенные в пространстве фанфикшн читательские стратегии ставятся в контекст современных теорий эмоционального чтения (М. Миллнер, М. Сэлер и др.), показывающих культурно-историческую генеалогию дихотомии критического и вовлеченного чтения в эпоху модерна. Для характеристики чтения фанфикшн используется метафора «эмоционального ландшафта», соотнесенная с феноменологическими теориями в географии и социологии. На ряде конкретных примеров в статье описаны важные точки на пути развертывания «эмоциональных ландшафтов» фандомного чтения. Это избирательность и предзаданность интереса к чтению; первое знакомство с текстами фанфикшн; «кинковые» стратегии выбора и оценки текстов; переживание непредсказуемости текста. Методологически в статье сделана попытка соединения литературной теории, культурных исследований и этнографии онлайн-сообществ.