• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Влияние мер алкогольной политики на динамику дорожно-транспортных происшествий в регионах России

Вопросы статистики. 2016. № 5. С. 50-62.

В статье оценивается эффективность воздействия мер алкогольной политики на динамику дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в российских регионах. Анализ основан на региональных данных Росстата за период 2001-2013 гг. Выборка включала 962 единицы наблюдения в 74 субъектах Российской Федерации. Оценивалась зависимость частоты возникновения дорожно-транспортных происшествий от таких мер алкогольной политики, как введение запрета на ночную торговлю спиртным и повышение цен на алкогольную продукцию. Контролировались другие факторы, способные оказывать влияние на распространенность ДТП в регионе, такие как плотность населения, обеспеченность жителей региона автомобилями, уровень безработицы. При этом учитывалось то обстоятельство, что в ряде регионов России существенная доля потребляемого алкоголя производится и реализуется нелегально. С этой целью в программу анализа дополнительно был включен показатель числа проверок, осуществляемых уполномоченными государственными органами, в ходе которых были выявлены правонарушения, связанные с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции. В результате эконометрического анализа было выявлено положительное влияние мер по ограничению времени торговли алкоголем на сокращение числа совершаемых ДТП. Кроме того, было установлено, что в регионах, где осуществляется строгий контроль над незаконным производством и оборотом спиртных напитков, на снижение количества ДТП влияет более раннее время начала действия запрета на торговлю алкогольной продукцией. Одновременно была установлена отрицательная взаимосвязь уровня ДТП с такими показателями, как плотность населения и уровень безработицы. В то же время проведенный анализ не позволил сделать однозначного вывода о характере влияния ценовых механизмов алкогольной политики государства на дорожно-транспортную ситуацию в субъектах Российской Федерации.