?
Историко-экономический контекст становления компетенции Европейского Союза по регулированию научно-технического развития
В данной статье приведен обзор исторических и экономических факторов, которые привели к расширению компетенции Европейского союза по регулированию научно-технического развития. Процесс построения научно-технической политики в Европейском Союзе занял около 60 лет. Она началась как совместные действия отдельных государств-членов по регулированию промышленного, научного и технологического развития и представляет сегодня развитые национальные политики, многогранные Рамочные Программы Союза, а также работающие межгосударственные схемы кооперации.
Научно-техническая политика Европейского Союза может быть охарактеризована как комплекс мер, направленных на научно-техническое развитие, осуществляемых Союзом в рамках своей компетенции, переданной Союзу государствами-членами. Для целей настоящей статьи исследовательская, научная, инновационная политики, политика исследований и технологического развития рассматриваются как составные части научно-технической политики. Этот подход признается исследователями права Европейского Союза. Основной концепцией научно-технической политики является то, что Союз не может реализовать свой научно-технический потенциал, если меры государств-членов и Союза не скоординированы. Это подтверждено показателями экономического роста, указывающими на существование «технологического разрыва» между Европейскими странами и другими акторами мирового рынка. Преодолеть данный разрыв – основная цель научно-технической политики. Впервые этот подход нашел отражение в информационном письме Европейской Комиссии «На пути к Европейскому Научному Пространству». В частности, было указано на то, что политики государств-членов «совпадают не образуя единое целое». Причиной этого является не достаточно четкое разграничение компетенции Союза. Основной специальной задачей научно-технической политики Союза является создание Европейского Научного Пространства. В глобальном контексте достижение Европейского Научного Пространства должно способствовать укреплению экономики Союза и перехода к экономике, основанной на знаниях. Европейское Научное Пространство по отношению к исследованиям, инновациям и результатам интеллектуальной собственности эквивалентно общему рынку по отношению к товарам, работам, услугам, капиталу и рабочей силе.
Современная научно-технической политика ЕС, предметом которой является знание, условия его создания и движения, имеет свой первоисточник в экономической теории, в частности в теории эндогенного экономического роста, которая получила широкое признание в 80-ых и является превалирующей в экономиках европейских стран сегодня. Анализ того как накапливаются и защищаются знания позволяет объяснить существующие разрывы в производительности между странами, и спрогнозировать их дальнейшее развитие.